ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-НИБУДЬ СБОРНИКИ ХАДИСОВ СО ВРЕМЕН РАННЕГО ИСЛАМА?

ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-НИБУДЬ СБОРНИКИ ХАДИСОВ СО ВРЕМЕН РАННЕГО ИСЛАМА? 

 Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!



 Да, есть и ранние сборники хадисов. Одно из утверждений, которое бросают в мусульман христианские миссионеры и отрицатели хадисов, это то, что «не было сборников хадисов в раннем Исламе». Согласно им, хадисы появились только через 250-300 лет после кончины Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. В этой статье я покажу доказательства от ученых-немусульман, что хадисы существовали и до этих дат.

Сборники хадисов I столетия.


I. Сахифа Хаммама ибн Мунаббиха.

Это хорошо известный факт среди мусульманских ученых, что Хаммам ибн Мунаббих был учеником Абу Хурайры. Самый ранний существующий сборник хадисов – это Сахифа ибн Мунаббиха, написанная учеником Абу Хурайры. Название книги – «Сахифа Хаммама ибн Мунаббиха».

1. Американский ученый Уильям Альберт Грэм, профессор ближневосточных исследований, пишет:

«…Of the four remaining collections, the earliest is the Sahifah of Hammam b. Munabbih (d. Ca. 101-02/719-20). It is a collection of 138 hadiths that dates from around the end of the first Century A.H. and contains some eighteen Divine sayings”.
«Из 4 сохранившихся сборников, самый ранний – это Сахифа Хаммама ибн Мунаббиха (ум. приблизительно в 101-02/719-20 гг). Это собрание 138 хадисов, которое датируется концом I-ого века Хиджры, и содержит некоторые 18 божественных высказываний» [1]

2. Профессор Альфред Феликс Ландон Бистон также высказывается по поводу Сахифы Хаммама ибн Мунаббиха:

«An example is the Sahifah of Hammam b. Munabbih, (d. 110/719), a Yemenite follower and a disciple of Companion Abu Hurayrah, (d. 58/677), from whom Hammam learned and wrote this sahifah, which comprises 138 hadith and is believed to have been written around the mid-first/seventh Century.
It is significant that Hammam introduces his text with the words: ‘Abu Hurayra told us in the course of what he related from the Prophet’, thus giving the source of his information in the manner which became known as sanad or isnad i.e. the teacher or chain of teachers through whom an author reaches the Prophet, a practice invariably and systematically followed hadith in compilations».
«Пример – Сахифа Хаммама ибн Мунаббиха (ум. В 110/719), йеменский последователь и ученик Сподвижника Абу Хурайры (ум. В 58/677), от которого Хаммам выучил и написал эту сахифу, которая содержит 138 хадисов и предположительно написана приблизительно в первой половине 7-ого века. Примечательно, что Хаммам начинает свой текст со слов: «Абу Хурайра рассказал нам из того, что связано с Пророком», то есть давая источник своей информации на манер того, что стало известно, как санад или иснад, т.е. учитель или цепочка учителей, через которых автор достигает Пророка; практика, неизменно и систематически сопровождавшая хадисы в сборниках» [2].


Марстон Спейт (Marston Speight) :

«... the texts in Hammam and those recorded in Ibn Hanbal, Bukhari and Muslim with the same isnad show almost complete identity, except for a few omissions and interpolations which do not affect the sense of the reports. On the other hand, the same ahadith as told by other transmitters in the three collections studied show a rich variety of wording, again without changing the meaning of the reports…I have found practically no sign of careless or deceptive practices in the variant texts common to the Sahifa of Hammam bin Munabbih».
«Тексты у Хаммама и те, которые записали ибн Ханбаль, Бухари и Муслим с одинаковым иснадом  показывают практически полную идентичность, за исключением нескольких пропусков и вставок, которые никак не влияют на смысл рассказанного. С другой стороны, те же хадисы, рассказанные через других передатчиков в трех изученных сборниках, показывают множество разных словесных формулировок, но также не изменяя смысл рассказов.
… Я фактически не обнаружил никаких признаков небрежных и обманчивых приемов в разных текстах, которые также содержатся в Сахифе Хаммама ибн Мунаббиха». [3] 

Например, мы можем взять любой хадис, который приводится в "ас-Сахифа ас-Сахиха" Хаммама ибн Мунабиха, и проверить его в поздних сборниках.


- وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «قِيلَ لِبَنِي إِسْرَائِيلَ ادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّدًا وَقُولُوا حِطَّةٌ يَغْفِرْ لَكُمْ خَطَايَاكُمْ. فَبَدَّلُوا، فَدَخَلُوا الْبَابَ يَزْحَفُونَ عَلَى أَسْتَاهِهِمْ، وَقَالُوا: حَبَّةٌ فِي شَعَرَةٍ» См. ас-Сахифа ас-Сахиха" №116 Хаммама ибн Мунаббиха. 

Теперь посмотрим этот хадис из сборников хадисов Бухари и Муслима. 

Сообщил Мухаммад, сообщил нам Абдурахман ибн Махдий, от ибн Мубарака, от Муъаммара, от Хаммама ибн Мунаббиха, со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 
— Израильтянам было сказано: «И входите через врата, склонившись, и говорите: “Прости! /Хиттатун!/”», однако они вошли ползком на своих ягодицах, и заменили, и стали говорить: «“Хыттатун” — это зерно (пшеницы) /хынтатун/ в колосе». (См. Бухари, №№ 4641,3403,4479) 

حَدَّثَنِي مُحَمَّدٌ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَهْدِيٍّ، عَنِ ابْنِ الْمُبَارَكِ، عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ هَمَّامِ بْنِ مُنَبِّهٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ـ رضى الله عنه ـ عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ ‏"‏ قِيلَ لِبَنِي إِسْرَائِيلَ ‏{‏ادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّدًا وَقُولُوا حِطَّةٌ‏}‏ فَدَخَلُوا يَزْحَفُونَ عَلَى أَسْتَاهِهِمْ، فَبَدَّلُوا وَقَالُوا حِطَّةٌ، حَبَّةٌ فِي شَعَرَةٍ ‏"‏‏.‏ 

Сообщил Мухаммад, сообщил нам Абдурахман ибн Махдий, от ибн Мубарака, от Муъаммара, от Хаммама ибн Мунаббиха, со слов Абу Хурайры, который передает от Посланника Аллаха, ... Далее он упомянул хадисы, среди которых был и этот:
«Израильтянам было сказано: «И входите через врата, склонившись и говоря: "Прости!" (хиттатун!)', [и тогда] Мы простим вам грехи ваши» (2:58), однако они заменили, проникли [туда, передвигаясь] ползком на ягодицах , и стали говорить: «[Пшеничное] зерно в колосе (хаббатун фи ша'ратин)» См. Муслим № 3015. 

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ رَافِعٍ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، حَدَّثَنَا مَعْمَرٌ، عَنْ هَمَّامِ بْنِ مُنَبِّهٍ، قَالَ هَذَا مَا حَدَّثَنَا أَبُو هُرَيْرَةَ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏.‏ فَذَكَرَ أَحَادِيثَ مِنْهَا وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏ "‏ قِيلَ لِبَنِي إِسْرَائِيلَ ‏{‏ ادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّدًا وَقُولُوا حِطَّةٌ يُغْفَرْ لَكُمْ خَطَايَاكُمْ‏}‏ فَبَدَّلُوا فَدَخَلُوا الْبَابَ يَزْحَفُونَ عَلَى أَسْتَاهِهِمْ وَقَالُوا حَبَّةٌ فِي شَعَرَةٍ"‏ ‏.‏ 

Как видим хадисы, которые дошли до шейхов Бухари и Муслима через цепочку передатчиков и через несколько лет, никак не изменились в содержании. 

3. В книге «Энциклопедическая Историография мусульманского мира», написанная профессором Нагендрой Кр. Сингх, он пускается в детали по поводу хадисов и также высказывается по поводу Сахифы ибн Мунаббиха. Обратите также внимание на его высказывание, что «УСТНАЯ ПЕРЕДАЧА» ХАДИСОВ была самой предпочтительной. Он пишет: 

«Собрание хадисов в письменной форме стало известной практикой даже во времена жизни Пророка. Нам сообщили, что Али ибн Аби Талиб собрал маленькую книгу, содержащую высказывания Пророка, Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас также собрал, с разрешения Пророка, некоторые высказывания в книгу, которую он назвал ас-Сахифа ас-Садика. По аналогии, Джабир ибн Абдиллях (ум. В 78 г. х.) был составителем маленького сборника хадисов. Абу Хурайра и Амр ибн Хазм также, как сообщается, собрали некоторые высказывания, в то время как последний также написал некоторое количество писем Пророка, которые он отправил соседним правителям, призывая их принять новую веру. Абу Хурайра, близкий сподвижник Пророка, сохранил и передал большое количество преданий.
Кроме устной передачи, сообщается, что он диктовал некоторые предания своим ученикам, которые записали их. Хаммам ибн Мунаббих собрал книгу под названием ас-сахифа, манускрипты которой найдены в библиотеках Берлина и Дамаска. Арабский текст с переводом на урду и необходимыми заметками недавно был опубликован др. Хамидуллахом. Ма'мар ибн Рашид, ученик Хаммама, также написал книгу под названием «Джами», манускрипты которой находятся в Библиотеке Университета Анкары и в Стамбуле.
Абу Бакр Абдур-Раззак ибн Хаммам ас-Сан’ани (126-211 гг. х) был учеником Ма’мара и одним из учителей Ахмада ибн Ханбаля. Он также был составителем книги, названной «мусаннаф». В свете этих фактов, было бы ошибочным предполагать, как это делают некоторые востоковеды, что работы по сбору хадисов были неизвестны во времена Пророка, мир ему и благословение, и поэтому аутентичность (достоверность) целых сборников хадисов ставились под вопрос.
Мы видим, что Абу Хурайра, его ученик Хаммам ибн Мунаббих, его ученик Ма’мар и его ученик Рашид, его ученик Абдур-Раззак и его ученик Ахмад ибн Ханбаль, прилагали продолжительные усилия по сохранению и собранию литературы хадисов. После открытия этих трудов, мы можем правильно предположить, что были и другие составленные труды, которые не дошли до нас. Также стоит держать в памяти то, что из-за нехватки и недостатка пишущего материала, устная передача была популярной практикой в первые дни Ислама. Кроме того, это стало обычной практикой с доисламских времен, поскольку Айам аль-Араб [Дни арабов – устный народный эпос арабов, примечание ANTI-SHUBOHAT], легенды Пророка, и поэзия времен Джахилии предавались устно. Диктовка или написание такого материала было часто менее предпочтительно, по сравнению с устной передачей» [4]. 


II. Мусаннаф Абдур-Раззака – источник достоверных хадисов из I-ого века. 


Профессор Харольд Моцки убежден, что Мусаннаф Абдур-Раззака – источник достоверных хадисов из I-ого столетия. Его статья – огромная, я собираюсь лишь представить его заключение:

“While studying the Musannaf of `Abd al-Razzaq, I came to the conclusion that the theory championed by Goldziher, Schacht, and in their footsteps, many others – myself included – which in general, reject hadith literature as a historically reliable sources for the first century AH, deprives the historical study of early Islam of an important and a useful type of source.”
«Изучая Мусаннаф Абдур-Раззака, я пришел к выводу, что теория, отстаиваемая Гольдциером, Шахтом, и по их стопам, многими другими – я в том числе – которые в целом отрицали записи хадисов (литературу по хадисам) как исторически надежные источники для [истории] I-ого века хиджры, отрывает историческое изучение раннего Ислама как важный и полезный вид источников» [5]. 

Хадисы из свитка Хаммама, в передаче через имама Абдур-Раззака, дошли также до шейхов Аль-Бухари и Муслима без изменения, примером тому служит этот хадис:

وقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: دخلت امرأة النار من جراء هرة لها - أو هر - ربطتها فلا هي أطعمتها ولا هي أرسلتها تتقمم من خشاش الأرض حتى ماتت هزلا. ("Ас-Сахифа ас-Сахиха", хадис № 88 "Хаммам ибн Мунаббих")

Теперь у имама Муслима:

حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ رَافِعٍ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، حَدَّثَنَا مَعْمَرٌ، عَنْ هَمَّامِ بْنِ مُنَبِّهٍ، قَالَ هَذَا مَا حَدَّثَنَا أَبُو هُرَيْرَةَ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَذَكَرَ أَحَادِيثَ مِنْهَا 

وَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏ "‏ دَخَلَتِ امْرَأَةٌ النَّارَ مِنْ جَرَّاءِ هِرَّةٍ لَهَا - أَوْ هِرٍّ - رَبَطَتْهَا فَلاَ هِيَ أَطْعَمَتْهَا وَلاَ هِيَ أَرْسَلَتْهَا تُرَمِّمُ مِنْ خَشَاشِ الأَرْضِ حَتَّى مَاتَتْ هَزْلاً ‏"‏ ‏.‏

Нам передал Мухаммад ибн Рафи: "Нам передал Абдур-Раззак: "Нам передал Муаммар от Хаммама ибн Мунаббиха, сказавшего: "Это - то, что нам передал Абу Хурайра от Посланника Аллаха..." Далее он упомянул хадисы, среди которых был и этот: "Посланник Аллаха, также сказал: "Вошла женщина в Огонь за её кошку или кота. Она привязала её и уже не кормила её, не напоила её, но и не отвязала её хватать губами стрекунов земных, пока та, наконец, не умерла от истощения". Муслим № 2619-1.

Тут, на что мы заостряем ваше внимание - на передатчике по имени «Абдур-Раззак»

Это - Абу Бакр Абдур-Раззак ибн Хаммам ибн Нафи’ аль-Химьяри ас-Сан’ани . Он является автором Мусаннафа и толкования к Корану. Он также обучался у, Ибн Джурайджа, аль-Аузаи, Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса и других. От него передавали хадисы: его шейх Суфьян ибн Уяйна, Абу Усама, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавейх, Яхъя ибн Маин, Али ибн аль-Мадини и многие другие.
То есть, имами Бухарий и Муслим, а  также и  другие, ни с воздуха брали эти хадисы, а брали из надежных передатчиков, ученых, из своих преподавателей, из свитков из книг ранних ученых.

Сборники II-ого века.


III. Муватта Имама Малика, написанная в середине II века по Хиджре. 

Малик ибн Анас, который родился в 711 году и умер в 795 (93-179 г. Хиджры) – это другой ранний ученый Ислама, который собирал хадисы. Он был одним из наиболее уважаемых ученых фикха (исламской юриспруденции) в Суннитском Исламе. Имам Малик в годы своей жизни составил сборник хадисов. Название этого сборника – «Муватта Имама Малика», и мы до сих пор имеем на руках этот сборник хадисов. 

Илья Павлович Петрушевский (1898-1977) был профессором истории Ближнего Востока в Ленинградском Университете 20 лет, высказался по поводу Муватты Имама Малика:

«Более старые сборники хадисов строились на тарике, то есть в алфавитном порядке, перечислялись соратники пророка- сахабы и под каждым именем сообщалось какие хадисы исходили от данного сахаба. Такой тип сборник хадисов назывался муснад - (арб., букв. - "фундированный"). Он строился по принципу "аль-риджаль", то есть на основание классификации хадисов по именам последних (самых ранних) передатчиков. Из дошедших до нас сборник хадисов,такого типа, наиболее известны два. Один из них - "Ал-Муватта" - ("Торная тропа") Малик ибн Анаса умер (795 г.) основателя-эпонима толка маликитов». [6] 

Профессор Клинтон Беннет:

«Построенные тематически работы (мусаннаф) встречаются также в середине второго/восьмого века. Самая ранняя существующая работа мусаннаф – эта Муватта мединского ученого Малика ибн Анаса (ум. в 179/795 г. х.), создатель одноименной маликитской школы суннитской юриспруденции и учитель Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии (ум. в 204/820 н.э.)» [7]. 

Некоторые критики ссылаются на слова Гольдциера и Шахта. 


Исследователь Джозеф Шахт пришел к таким выводам:
1. Иснады, восходящие в прошлое ко временам пророка, начали широко использоваться только во время революции Аббасидов, то есть, с середины VIII века;
2. Чем более сложен и формально правилен иснад, тем более вероятно, что он может быть подделкой. Исследования иснадов показали, что с течением времени эти цепочки имели тенденцию роста в прошлое и ссылки на все более высокие авторитеты, пока они не достигали самого пророка;
3. Очень много традиций в классических и других собраниях были пущены в обращение после времени аш-Шафии (основатель важной школы закона, названной его именем, умер в 820 г.).


Мы ответим на это со ссылкой на профессора Майкла Боннера, который опровергает теорию Джозефа Шахта, что каким-то образом хадисы не могли передаваться до 718-719 гг. Он говорит:

«Шахт думал, что ни один из хадисов не может быть подтвержден ранее 100-ого года по Хиджре (718-719 н.э.). Можно многое сказать про теорию Шахта, но здесь будет достаточно заметить, что в течение нескольких декад на Западе, большинство споров насчет хадисов было спорами по теориям Йозефа Шахта. На сегодняшний день, работы Шахта, вместе с работами Гольдциера, менее ценятся, чем не так много лет назад. Как только больше текстов хадисов и раннего исламского права стало доступным, некоторые ученые проанализировали эти материалы, соотнося с иснадами (поддерживающая цепочка достоверности для отдельного хадиса) в более кровопотливом и систематическом виде, чем делал Шахт в своего время. Как результат этой работы, мы можем получить в МНОЖЕСТВЕ ДЕТАЛЕЙ, что деятельность передачи и заучивания, произведение письменных текстов происходит в ранние периоды, иногда даже до указанной даты 100-го года Хиджры, которую Шахт считал исходной точкой отсчета». [8] 


Заключение: со всех представленных доказательств можно показать, насколько надежными были ранние передатчики и сборщики хадисов. Что мусульманский ученый прошлого сказал насчет надежности хадисов, теперь ученые-немусульмане признают эту правду. Я верю, что все, что я привел в этой статье из научных источников, развенчает ложь миссионеров и отрицателей хадисов. 

(Статья изготовлена с использованием материалов Калифа К. Карима, с примечанием и дополнением от ANTI-SHUBOHAT)
____________________
Список литературы: 

[1] Divine Word and Prophetic Word in Early Islam (1977) By William Albert Graham page 82 
[2] Arabic Literature to the End of the Umayyad Period (2003) By A. F. L. Beeston page 272 
[3] R. M. Speight, «A Look At Variant Readings In The Hadith», Der Islam, 2000, Band 77, Heft 1, p. 170.
[4] Encyclopaedic Historiography of the Muslim World By Nagendra Kr. Singh volume 1 Page 317 [Author Kr. Singh 
[5] The Muṣannaf of ʿAbd al-Razzāq al-Sanʿānī as a Source of Authentic Aḥādīth of the First Century A. H. Harald Motzki Journal of Near Eastern Studies Volume 50, No. 1 (Jan., 1991), pp. 21 
[6] Islam in Iran By Professor Ilya Pavlovich Petrushevsky page 105 (в русском издании – И.П. Петрушевский, Ислам в Иране в VII - XV веках, стр 128). 
[7] The Bloomsbury Companion to Islamic Studies by Clinton Bennett page 80 
[8] Jihad in Islamic History: Doctrines and Practice By Professor Michael Bonner


Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+