Ответ на сомнение - Между аль-Масджид aль-Харамом (в Мекке) и аль-Масджид aль-Акса (в Иерусалиме) было 40 лет.

Ответ на сомнение - Между аль-Масджид aль-Харамом (в Мекке) и аль-Масджид aль-Акса (в Иерусалиме) было 40 лет.

Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!


Критики утверждают, что между мечетью аль-Акса в Иерусалиме и мечетью аль-Харам в Мекке не может быть 40 лет, поскольку, как они утверждают, мечеть Аль-Акса построил Сулейман (Соломон), мир ему. Либо, как утверждают критики, мечеть аль-Харам не могла быть возведена Ибрахимом и Исмаилем, мир им.

Аллах говорит в Коране: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров ». (3:96)

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, Сказал: «(ОДНАЖДЫ) я спросил:" О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой "Он ответил:" Запретная мечеть / аль-Масджид aль-Харам / " , Я спросил: "А после неё" Он ответил: "Отдалённейшая мечеть / аль-Масджид aль-Акса /". Я спросил: "А сколько (лет прошло) между (построением) одной и другой" Он ответил: "Сорок лет", (после чего добавил): "Где бы ни застало тебя (время) молитвы, совершай её, ибо в этом благо ".» См. Муслим №520, Сахих аль-Бухари 3366.

От ученых пришло три мнения относительно слов "сорок лет".

1. Кааъбу построили первым ангелы - И это было мнение Абу Джафара аль-Бакира.

2. Кааъбу построил первым Адам (алейхи салям) - Это мнение придерживался Сайид ибн Мусайб, ибн Джаузи, ибн Хаджар и шейх аль-Амин Шанкиты.

3. Кааъбу построил первым Ибрахим (алейхи салям) - Это мнение Имама ибн Касира, Шейх уль-Ислам ибн Теймии, Ибн Каййим, шейх ибн Усаймин.

Шейх Раджихи Пишет:
"Тексты Корана и Сунны упоминают, что тем кто построил Масджид аль-Харам был Ибрахим, мир ему, а что касается слов, что тем, кто ее построил был Адам и ангелы, то эти слова нуждаются в достоверном доказательстве.

Известно, что первым, кто построил Масджид аль-Акса, был Яъкуб - Ибрахима внук, мир ему, и построил (Яъкуб) через 40 её лет после Строительства Масджид аль-Харам. А что касается того что строил Сулейман после этого, то это было лишь обновление (постройки), так как между Сулейманом и Ибрахимом, мир им обоим, промежуток приблизительно в тысячу лет ".

См. "Минхат аль-Малик аль-Джалиль" шейх ар-Раджихи, (6/778, № 3162)



Один из комментаторов "Муснада имама Ахмада", по имени Шейх Ахмад-Саати ас, привел комментарий к хадису о сорока годах (хадис Абу Зарра), в котором он ссылается на имама Ибн Кясира.

Сказал он (Ибн Кясир): У ахлюль-Китаб (людей писания), Яъкуб, мир ему, - является Тем, кто основал Аль-Масджид Аль-Акса, и это место поклонения у Ильи "Бейт аль-Макдис", да почтит его Аллах.
Также сказал он: Это место куда направляются, и этому свидетельство то что мы упомянули из хадиса (т.е. хадис от Абу Зарра о сорока годах) ".
См. "Аль-Фатх АР-Раббани ли тартиб муснад имам Ахмад" шейх Ахмад ас-Саати, (3/3670).



То есть, более сильным мнением является то, что пророк Ибрахим, алейхи салям, первым построил Каабу, и на это указывает Коран и Сунна.

Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах мать Исма'ила! Если бы она покинула Замзам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток (, текущий по земле »- После чего он продолжил свой рассказ!):« И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей : "Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь (будет возведён) дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает (близких к Нему)" Что же касается (того места, где потом возвели) Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него ». См "аль-Бухарий № 3364".

40 лет После, одним из потомков пророка Ибрахима (алейхи салям) была построена аль-Акса. Некоторые ученые указывают на его внука - на пророка Яъкуба (Исраиль), мир ему. Для А аллах знает лучше.

Из хадиса неизвестно, кто построил Масджид аль-Аксу, так как Абу Зарр, не уточнил это от пророка Мухаммада, мир ему и благословение.


Согласно Торе   первый дом Бога в Байт аль-Макдисе основал Йакуб (Иаков).


" И вышел Йааков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан. . И достиг (того) места, и ночевал он там, ибо зашло солнце. И взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. . И снилось ему: и вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит над ним, и сказал Он: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству. . И будет потомство твое как прах земной, и распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг, и благословляться будут тобою все семейства земли, и потомством твоим. . И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе.
И пробудился Йааков от сна своего, и сказал он: Воистину, есть Господь на месте этом, а я не знал! . И устрашился он и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Б-жий! И это врата небес! . И поднялся Йааков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу. . И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз - имя города изначально. . И дал Йааков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться, . И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом, . (То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.."
 См. Тора с комментарием Раши, Книга Берейшис , Недельный раздел Вайейцей Глава 28. (Быт.28:16- 22.)

В Еврейской энциклопедии пишут:
Во время ночлега на пути в Харан спящему Иакову явился Бог и повторил данное ранее Аврааму и Исааку обещание дать им во владение Землю обетованную и даровать многочисленное потомство, которое станет благословением для всего мира (Быт. 28:11–15). Наутро Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Бейт-Эль (`дом Бога`), и принес обет в случае благополучного возвращения домой посвятить десятую часть своего имущества (см. Десятина) Богу (Быт. 28:18–22). (См.Еврейской энциклопедия. том 2, стр. 577–582)

БЕЙТ-Э́ЛЬ (בֵּית אֵל, `Дом Божий`; в русской традиции Вефиль), древний город в 17 км к северу от Иерусалима. На его месте находится арабская деревня Бейтин. (См.Еврейской энциклопедия. том 1, стр.397)

Коментарии раввина Сончино: 
" и поставил его памятником Яаков не намеревался приносить жертвы, он хотел лишь отметить то место, на котором ему приснился этот пророческий сон. Он надеется впоследствии построить на этом месте Храм (см. стих 22). и возлил масло Для того, чтобы впоследствии отличить этот камень от других (Ибн Эзра)."

Коментарии Иоанна Златоуста:
"Прежде посмотрим на благомыслие праведника. “Иаков пробудился, - сказано, - от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные” (ст. 16-17). Пораженный Великим человеколюбием Божиим, праведник убоялся и сказал: “Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные”: это место я теперь буду почитать домом Божиим. Удостоившись такого явления и видев сами, так сказать, врата небесные, я по справедливости должен принести здесь должное благодарение Господу. “И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль (дом Божий)” (ст. 18,19)
(См.Беседа 54. “Призвала (Ревекка) младшего сына своего Иакова, и сказала ему” (Быт. 27:42))"

Другими словами, согласно этому стиху, Йакову было видение, где ему было сказано: "Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству." Отсюда можно предположить что, в дальнейшем Иаков дойдя до место, где позже был построен Храм Соломона, построил "дом Божий - Бейт Эль", но это не было таким масштабным, как построил Соломон в "Байт аль-Макдисе". Так как у Иакова было намерение, построит дом Божий.


Некоторые указания из Библии и других источников.


"И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. 
(Исаия 2:3, Михей 4:2) 

Слова пророка Исайи "дом Бога Иаковлева" ясно говорят о том, что первым основателем дома Божьего был Иаков,не Авраам и не Ицхак, а Иаков, и за ним закрепилось это имя.

Слова "и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева", так прокомментировал А. Лопухин 

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина: "Гора дома Господня - гора, на которой стоял дом или, правильнее, храм Господень. Это именно гора Мориа". (См. Толковая Библия.Толкование на книгу пророка Исаии. стр.260-261 )


В еврейской энциклопедии пишут: 
ХРА́МОВАЯ ГОРА́ (הַר הַבַּיִת, Хар-ха-Ба́ит), приблизительно прямоугольный в плане холм в юго-восточной части Старого города Иерусалима. Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория, местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака (см. Акеда; см. также Исмаил). На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) — иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Храм (так называемый Первый храм)(http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14562..)

Древняя традиция отождествляет Морию с горой в Иерусалиме, на которой впоследствии Давид поставил жертвенник, а Соломон возвел Храм Богу Израиля (II Хр. 3:1). Этой версии придерживается и Иосиф Флавий.

Историк Иосиф Флавий (родился. 37 г, н.э) пишет про гору Мориа: "В продолжение двух дней служители совершили путь вместе с ним. На третий же день, когда показалась гора, Авраам оставил спутников своих на равнине и отправился с одним сыном на гору, на которой впоследствии царь Давид воздвиг Храм." (См. Иудейские древности.Книга первая, глав 13.)

В сноске к этой книге, относительно горы Мориа пишут:
Ср. ниже, VIII, 3, 9, и "Иуд. война". V, 4, 1. Это тот самый иерусалимский холм, который общеизвестен под именем Сиона. Здесь, по Библии (2 Цар. 24:16 и далее, 1 Пар. 21:15 и далее, 2 Пар. 3:1), Бог явился Давиду (откуда объясняется имя горы); здесь впоследствии Соломон воздвиг храм. (Перев.)

См. Печатается по изданию:Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер, с греч. Г Г. Геакеля.- Спб, 1900 Подготовка текста - доктора исторических наук В. А. Федосит, кандидатов исторических наук Г. И. Довгяло и К. А. Ревяко
Предисловие и примечания доктора исторических наук В. А. Федосика и кандидата исторических наук Г. И. Довгяло  1994



Впоследствии Соломон построил на этой горе Мория храм. 
.
"И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. (2-я Паралипоменон 3:1)

Гора Мориа, большая, возможно то что построил Иаков, находилось в другом конце горы, в ходе войн был разнесен и перестроен несколько раз, так как комментаторы и историки указывают на это.
Например мы выше привели мнение Иосифа Флавия "на которой впоследствии царь Давид воздвиг Храм."

‏בֵּית הַמִּקְדָּשׁ‏, Бейт а-Микдаш, то есть «Домом Святости» или на арабском Бейт аль-Макдис, по мнению иудейских комментаторов, считался весь Иерусалим.

"Йааков назвал Йерушалаим Бет-Элем (Домом Б-жьим)". (См.Песахим, 88 а)


Да и потом у нас сегодня нет оригинала Торы, возможно место, о котором тут упоминается, это и есть Байт аль-Макдис. А Аллах знает лучше!

И вся хвала Аллаху, Господу миров.

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+