Хадис про Константинополь - Опровержение на сомнение ашаритов и матуридитов.

   
Опровержение на сомнение ашаритов и матуридитов.

Привели ашариты на своих сайтах следующее:

КОСВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОРОКА ОБ АШАРИТСКОЙ (МАТУРИДИ) АКЫДЕ И ПУТИ СУФИЕВ 

Передал имам Ахмад, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Асс сказал: «В то время, когда мы находились возле Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и были заняты письмом, его кто-то спросил: «Какой из городов будет завоеван первым – Константинополь или Рим?». Пророк Аллаха (с.а.с.) ответил: «Город Константинополь будет завоеван в первую очередь» (хадис приводится в муснаде ад-Даримий). 

Передал Ахмад в «Муснад» (№18189), Аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» (№1760) и Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (№8300) от Абдуллаха ибн Бушр аль-Хасъамий, который слышал от своего отца, а тот слышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот Амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его». Он говорит: «Затем меня подозвал Масмала ибн Абдульмалик, расспросивший о хадисе, и затем сразу же отправившийся на завоевание Константинополя». 
روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش ) . قال فدعاني مسلمة بن عبدالملك فسألني فحدثته فغزا القسطنطينية 

Хафиз аль-Хайсами в «Маджаму аз-Заваид», 6/323 сказал: 
رواه أحمد والبزار والطبراني ورجاله ثقات 
«Его передал Ахмад, аль-Баззар и Табрани, и его передатчики надежные». 
Также Хафиз ас-Суюти назвалдостоверным в «Джамиу с-сагъир», 7227. 
Сказал Ибн Абдиль Барр, что иснад хороший. 
(1/250) وقال ابن عبدالبر في الاستيعاب اسناده حسن 

Многие из полководцев мусульман пытались завоевать Константинополь, чтобы удостоиться чести добрых слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в адрес завоевателей Константинополя. Первая такая попытка была еще во время Муавии ибн Абу Суфьяна в 44 году по хиджре. Тогда Абу Айюб аль-Ансарий (да будет доволен им Аллах) был одним из участников той попытки. Он пал шахидом при осаде города и его место захоронения до сегодняшнего дня известно. После этого, попытки завоевания мусульманами Константинополя, осуществлялись неоднократно, достигая одиннадцати попыток в общей сложности. Пока Всевышний Аллах не дал осуществить победу руками Султана Мухаммада аль-Фатиха, сражающегося на пути Аллаха, который и был удостоен чести этого великого завоевания. 
Султан Мухаммад аль-Фатих был ашаритом (матуридитом), ханафитом и суфием. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал его прекрасным амиром. Разве мог Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвать так "заблудшего джахмита, сторонника дурных новшеств, суфиста-мушрика"?!?! Его наставника звали Шейх Акшамсуддин, къуддиса сирруху. Этот хадис и исполненное пророчество один из доводов, на то, что ашаритская акыда и путь суфиев любим Аллахом и Его Посланником (да благословит его Аллах и приветствует). 

Абу Ибрахим Ибн Юсуф пишет в книге «ИСЛАМСКАЯ ВЕРА»: 
Гл. ОТКРЫТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ 

«Когда снизошла победа Всевышнего и Всемогущего Аллаха, первое что сделал Султан Мухаммад Аль-Фатих, он пал ниц, низко поклонившись в знак благодарности Аллаху за то, что Он даровал мусульманам явную победу и власть. И когда войска входили в город, многие стремились к вершинам стен, чтобы сбросить византийские флаги и установить вместо них исламские знамена. В эти победоносные минуты десятки муджахедов возглашали азан с самых высоких башен города. И когда султан Аль-Фатих достиг середины города, он остановился и возгласил, что свершилось пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, произнеся хадис: «Вы непременно откроете Константинополь, и самый лучший амир – тот амир, и самое лучшее войско – то войско».

Ответ:

Во-первых, в его иснаде есть следующие проблемы: 

1. В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Зейд ибн аль-Хаббаб, который был малонадёжным и часто ошибался, и такое уединение является причиной для ослабления хадиса. 

Обратил на это внимание Хатыб аль-Багдади, сказав: 

تفرد زيد بن الحباب برواية هذا الحديث عنه. وذكر أبو سعيد بن يونس أن هذا الحديث ليس عند المصريين عنه 

«Присутствует Зейд Ибн аль-Хаббаб в передаче этого хадиса от Уалида Ибн аль-Мугыры аль-Мисри! И сказал Абу Саид Ибн Юнус в «Тарих Миср», что у мисрийцев нет этого хадиса от аль-Уалида!» 
См. «Тальхис аль-муташабих», 1/145 

2. В его иснаде неизвестный передатчик — Абдуллах Ибн Бишр аль-Хас'ами. 

В иснаде этого хадиса есть передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Бишр аль-Хас’ами, который является маджхуль (неизвестным), т.е. слов имамов джарха о его положении как передатчика неизвестно, надежный ли он или нет? А то, что его упоминал Ибн Хиббан в книге о надёжных передатчиках «ас-Сикъат» не делает его надежным! 
Хорошо известно, что если никто не называл передатчика надёжным, помимо Ибн Хиббана, то это не является доводом в его надёжности, так как Ибн Хиббан, как и аль-‘Иджли называл неизвестных передатчиков надёжными, считая что основа в мусульманине надёжность. И за это многие имамы делали Ибн Хиббану опровержение, как Ибн ас-Салях, Ибн Хаджар, аз-Захаби, Ибн ‘Адуль-Хади, и др. Да и сам имам Ибн Хиббан говорит в своей книге «ас-Сикъат» 7/326

Более того есть разногласие относительно имени самого передатчика ‘Абдуллаха ибн Бишра аль-Хас’ами, имени отца, а также и его происхождении, о чём упоминал хафиз Ибн Хаджар в «Та'джиль аль-манфаа», 1/721 . Одни говорили, что его зовут Абдуллах, другие что его зовут Убайдуллах, а третьи что просто Убайд. Что касается его отца, то одни говорили, что его имя Бишр, а другие Башар. Что касается его происхождения, то одни говорили, что он аль-Хас’ами, а другие, что он аль-Гъанави. 

Все это указывает на запутанность (идтыраб) в отношении этого передатчика и его неизвестности. 

И сказал имам Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль Бухари, о данном хадисе: 

قال ابن المديني: راويه مجهول. 
«В нём неизвестный передатчик!» См. книгу имама аз-Захаби «Тарих аль-Ислам», 2/231, в другом издание (Дар аль-Китаб аль-Араби- ниже скан приложен) том 6, стр.269

(http://www.islamport.com/b/4/tareekh/?4??4??1? ?4??4?..) 

По этой причине аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис слабым. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 878, «Тахкыкъ аль-Муснад» 4/335. 


3. В его иснаде есть запутанность, передал его имам Абу Бакр Ибн Аби Шейба, от Зейда Ибн аль-Хаббаба, от Бишра, упуская таким образом аль-Уалида Ибн аль-Мугиру и Абдуллаха Ибн Бишра!! 

Сказал имам Ибн Аби Хейсама в «Тарихе»: 

قال أبو بَكْر ابن أبي شَيْبَة في هذا الْحَدِيْث ، عَنْ زَيْد بن الحباب ، عن بِشْر لْخَثْعَمِيّ.خالف أبا كُرَيْب 
«И передал Абу Бакр Ибн Аби Шейба этот хадис от Зейда Ибн аль-Хаббаба от Бишра аль-Хасами, противоречив Абу Курейбу, передавшему его от Зейда, от Уалида, от Абдуллаха Ибн Бишра, от Бишра» 
См. «Тарих Ибн Аби Хейсама», 2/1/92

А что касается того, что некоторые имамы посчитали этот хадис хорошим или достоверным, то это не является доводом, ибо необходимы слова имамов джарха и та’диля о том, что данный передатчик является надёжным.

Известно, что есть хадис достоверный, в котором говорится, что Пророк наш, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 
أول جيش يغزو القسطنطينية مغفور له 
"Первая армия, которая направится в поход (военный) на Константинополь, будет им прощено". 

Так же в хадисе, которого приводит имам Бухари в "ас-Сахих", что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: 
أول جيش من أمتي يغزون البحر قد أوجبوا . قالت أم حرام قلت يا رسول الله أنا فيهم ؟ قال : أنت فيهم ثم قال النبي صلى الله عليه وسلم : أول جيش من أمتي يغزون مدينة قيصر مغفور لهم 
"Первая армия, которая направится в поход военный на Константинополь, будет им отвечено (Раем за джихад на пути Аллаха)". Сказала тогда умму Хараам: "О посланник Аллаха, я из них ?" На что он ответил: "Ты из них". Затем сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Первая армия, которая направится в поход военный на страну Кайсара (Цезаря - т.е. Византия), прощено им будет". 

А первая армия, которая выдвинулась в сторону Византии, то амиром ее был Йазид ибну Му'ауия.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал: «По единогласному мнению/иджма’/, первой армией, которая совершила военный поход (на Константинополь), была армия Язида ибн Му’авии, и были в его армии некоторые сподвижники, из них Абу Аййюб аль-Ансари». См. «Маджму’уль-фатава» 3/413.

Даже если этот хадис и был бы достоверным, то известно, что общие хадисы, в которых идёт описание событий в будущем, нельзя с уверенностью опускать на конкретный случай или людей. 

Да и потом, откуда такая уверенность о том, что в данном хадисе речь идёт именно о завоевании Константинополя турками? Может речь идёт о том, что будет в преддверии Судного дня, мы ведь не можем точно это утверждать, тем более места, страны и люди могут меняться с веками. И ведь известно из хадисов, что перед Судным днём будут многочисленные сражения.

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный день не наступит до тех пор, пока потомки Рума не войдут в Амак или Дабик. Навстречу им отправится армия из Медины, и это будут лучшие люди тех времен. Когда они выстроятся в ряд, потомки Рума скажут: “Оставьте нас, и мы сразимся только с теми, кто вышел из нашей среды и теперь ругает нас". Мусульмане ответят: “Клянемся Аллахом, что никогда не оставим наших братьев один на один с вами". Так начнется битва. Треть мусульманской армии погибнет, и Аллах никогда не простит их. Еще одна треть мусульман погибнет, и они станут лучшими из павших мучеников. А треть мусульман станет победителями, которые никогда не будут наказаны. Именно они покорят Константинополь. Когда они будут делить военную добычу, то повесят свои мечи на оливковые деревья. И в это время сатана 
закричит: "Лжемессия напал на ваши семьи!" Они выступят в путь, но известие окажется ложью. Когда же они достигнут Шама, действительно появится Лжемессия. Они будут готовиться к сражению и выстраиваться в ряды. Затем объявят о начале молитвы, и тут снизойдет 'Иса ибн Марйам». Этот хадис передал (Муслим, 2897).

Да и как этот хадис может быть доводом на похвалу нововведения, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и саляфы этой уммы были совсем на противоположном?! 

Вот этот довод и есть истинный муташабих, когда цепляются за что-то сомнительное и неизвестное, да к тому же за уши притянутое к какому-то событию или человеку, чтобы оправдать своё нововведение, при этом оставляя тысячи достоверных и известных хадисов!


Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+