Ибн ‘Умар и ложь о том, что из Корана «исчезло многое»

Ибн ‘Умар и ложь о том, что из Корана «исчезло многое»



Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня! Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

По милости Аллаха, мы продолжаем тему относительно лжи об «искаженности» Корана, и начиная с этого выпуска, мы будем разбирать достоверные хадисы, которые пришли на эту тему.
Мусульмане абсолютно убеждены в сохранности Корана, ибо аргументом для данной позиции служат много факторов как:

  1. согласие всей уммы вокруг одного мусхафа;
  2. не существование оппонентов против этого мусхафа из числа сподвижников;
  3. большое количество хафизов, которые запоминали Коран целиком и передавали его в устной форме и т.д;

Все эти аргументы служат сильным доводом в пользу сохранности Корана, ибо после такой тщательной работы сподвижников, просто немыслимо говорить обратное.

Однако, естественно, наши оппоненты, из числа исламофобов, пытаются посеять сомнения вокруг данной темы, и приводять свои аргументы из наших книг, тем самым, доказывая «искаженность» Корана. Но после небольшого разбора их доводов вам станет абсолютно ясно, что речь ни о какой «искаженности» не идет.

Один из аргументов следующий асар от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах:
«Никто не должен говорить: «Я выучил весь Коран». Как может он знать весь Коран, если многое из него исчезло? Пусть лучше скажет: “Я знаю то, что сохранилось”». (Ал-Иткан фи Улум ал-Куран ас-Суйути, с. 524.)
В этом переводе есть существенное искажение смысла, а также неправильное понимание данного повествования. С дозволения Аллаха, мы сначала разъясним смысл этого асара, а затем впоследствии дадим правильный перевод.



ИСТИННЫЙ СМЫСЛ ДАННОГО АСАРА

Каждому рядовому мусульманину известно, что в Коране изначально были аяты, которые имели свою силу, однако затем, по тем или иным причинам, они отменялись с соизволения Всевышнего. И мы уже разъяснили этот вопрос в «введении».

Для начала следует отметить, что имам ас-Суюты привел это повествование в своей книга под главой «Об отменяющих и отменных аятах»[1]. Таким же образом он поступил в другом своем труде[2].

Во-вторых, ас-Суюты процитировал этот асар из книги имам Абу ‘Убайды (ум. 228). Это первый асар в главе его книги, который называется «О том, что было отменено из Корана после ниспосылания, и не было помещено в мусхафы»[3]



Чтобы понять смысл слов Ибн ‘Умара правильно, следует прибегнуть к важному повествованию, который приводит Ибн Хаджар. Он пишет:

وقد أخرج بن الضريس من حديث بن عمر أنه كان يكره أن يقول الرجل قرأت القرآن كله ويقول إن منه قرآنا قد رفع

«Ибн ад-Дурайс передал хадис от Ибн ‘Умара, что он не любил, когда человек говорил: “Я прочитал весь Коран”. Он (Ибн ‘Умар) говорил: “Но (в действительности) часть Корана была отменена”»[4].

Это вышеприведенное повествование четко и ясно разъясняет то, что Ибн ‘Умар лишь говорил об отмене аятов Корана.

Абу Бакр Ибн Тайиб аль-Бакъиляни (ум. 403) в своей книге «аль-Интисар лиль-Куран» («В защиту Корана») процитировал подобный асар, а затем разъяснил смысл их обоих:

ونحوُ روايةِ عبدُ الله بنُ عباسِ عن أبي أنه سمعه وقد قال له رجل: يا أبا المنذر إني قد جمعت القرآن، فقال له: ما يدريكَ لعله قد سقطَ قرآن كثير فما وُجد بعد

«И аналогично передается от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса от Убайия, что он услышал как один мужчина сказал: «О Абу-ль Манзур! Воистину, я охватил (выучил наизусть) весь Коран», на что он ответил ему: «Он не знает (весь Коран), потому что многое из Корана было отменено, и не нашлось после этого»[5]

Затем объясняя это, он говорит:

«Невозможно для кого-либо заявлять, что он выучил (все), что было ниспослано в качестве Корана, включая отменяющие и отмененные части, и их слова «и не нашлось после этого» (подчеркивает) то, что в наши дни мы не находим кого-либо, кто запомнил все отменные аяты, и те, чьи чтения были отменены. И этому предстояло случиться»[6]



НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО ОСТАВИЛ ПРОРОК ПОСЛЕ СЕБЯ НЕ БЫЛО ПОТЕРЯНО

Передается от ‘Абуль-‘Азиза Ибн Руфай’и, что он сказал: «Шаддад Ибн Ма’киль и я вошли к Ибн ‘Аббасу. Шаддад Ибн Ма’киль спросил его: «Оставил ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что либо (помимо Корана)?». Он ответил: «Он не оставил ничего, кроме того, что между двумя переплетами (Корана)». Затем он пришел к Мухаммаду Ибн аль-Ханафийе и задал ему (тот же вопрос), на что он ответил: «Он не оставил ничего, кроме того, что между двумя переплетами (Корана)»[7]

Этот хадис ясное доказательство на то, что ничего из Корана не было потеряно, потому, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил людям из Корана только то, что мы имеем сейчас.

Хафиз Ибн Хаджар пишет:

«И эта глава посвящена опровержению тех, кто заявляет, что множетсво из Корана было потеряно после смерти тех, кто его знал»[8]

Аль-‘Айни (ум. 855) отмечает то же самое[9].

Шихаб уд-Дин аль-Алуси (ум. 1270) пишет:

«Поистине, они (Ахлю-Сунна) единогласны в том, что ничего из Корана не было потеряно, и оно дошло до нас по непрерывной цепочке так же, каким мы находим его сейчас между двумя переплетами. Да, во время (Абу Бакра) ас-Сиддика, часть того, что не передалось последовательно, а было отменено и убрано (из официального мусхафа)…и это относится к тому, что передается от Абу ‘Убайды от Ибн ‘Умара, который сказал: “Никто из вас не должен говорить, что он охватил весь Коран. Откуда он знает, что такое весь (Коран)? Много (из) Корана ушло от него. Он должен говорить: «Я взял из него то, что предстало перед мной»”»[10].

Вышеприведенный хадис из «Сахиха» аль-Бухари очень важен. Один из тех, кто сказал «Пророк не оставил ничего, кроме того, что между двумя переплетами» был Ибн ‘Аббас, и в хадисе, который процитировал аль-Бакъиляни, мы видим, что он передает слова своего учителя Убайия Ибн Ка’ба, которые с точностью совпадают со словами Ибн ‘Умара. Сопоставляя эти хадисы, мы видим, что он не понимал слова Убайия, как то, что часть Корана, которую оставил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для своей общины была потеряна, и они не могут найти кого-либо, кто говорит, что он запомнил весь Коран. Это скорее показывет, что Ибн ‘Аббас ясно понимал, что слова Убайия касаются отмененных аятов Корана. И мы также ясно увидели это в хадисе Ибн ад-Дурайса от Ибн ‘Умара, который процитировал Ибн Хаджар.

Также важно отметить, что полноценность Корана засвидетельствовал сын имама ‘Али Ибн Абу Талиба – Мухаммад Ибн ‘Али аль-Ханафия. И его свидетельство является достаточным для нас, чтобы опровергнуть шиитов, которые заявляют, что сподвижники Пророк, да будет доволен ими Аллаха, якобы удалили имя ‘Али из Корана или же исказили его и т.д.

Тем самым мы видим, что данные слова Ибн ‘Умара относятся к отмененным аятам Корана, а вовсе не об утерий какой-либо части Корана, поэтому правильный перевод данных слова является таковым:

عن ابن عمر، قال: لا يقولن أحدكم قد أخذت القرآن كله وما يدريه ما كله؟ قد ذهب منه قرآن كثير، ولكن ليقل: قد أخذت منه ما ظهر منه

«Никто из вас не должен говорить, что он охватил весь Коран. Откуда он знает, что такое весь (Коран). Много (из) Корана ушло от него. Он должен говорить: “Я взял из него то, что предстало перед мной”»[11]



И в заключение — Хвала Аллаху, Господу Миров!



[1] См. «аль-Иткан фи ‘Улюм аль-Куран» 1/647. Издательство «Дар уль-Кутуб аль-‘Араби» 1419.

[2] См. «Му’тарик аль-Акран фи Айджаз уль-Куран» 1/95. Издательство «Дар уль-Кутуб аль-‘Ильмия», Бейрут, 1988.

[3] См. «Фада’иль аль-Куран» 9/65. Издательство «Дар Ибн Касир», Дамаск, 1995.

[4] См. «Фатх уль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» 9/65. Издательство «Дар уль-Ма’ариф», Бейрут, 1379 г.х.

[5] См. «аль-Интисар лиль-Куран» стр. 406. Издательство «Дар уль-Фатх» в Аммане, и «Дар уль-Хазм» в Бейруте, 2001.

[6] См. Там же стр. 408.

[7] См. «Сахих аль-Бухари» 5019.

[8] См. «Фатх уль-Бари» 9/65.

[9] См. «‘Умдат уль-Кари» 20/36. Издательство «Дар уль-Ихъя ат-Турас аль-‘Араби», Бейрут.

[10] См. «Тафсир Рух уль-Ма’ани» 1/26. Издательство «Дар уль-Кутуб аль-‘Ильмия», Бейрут, 1415.

[11] См. «аль-Иткан фи ‘Улюм аль-Куран» 1/662. Издательство «Дар уль-Кутуб аль-‘Араби», 1419.

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+