Коран. Его собрание и сохранность (4/4)

Коран. Его собрание и сохранность. Часть 4

(Времена Усмана бин Аффана, да будет доволен им Аллах)


Введение

Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Мы уже разбирали тему собрания Корана и его сохранности во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Мы рассмотрели детали истории Корана, что конкретно было предпринято в этих двух периодах, и что было достигнуто в этом процессе. Теперь, с дозволения Аллаха, мы поговорим о том, что было сделано во время четвертого праведного халифа ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, ведь именно тогда Коран был собран как единый мусхаф.


Подготовка

Рукописи, которые были собраны Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, были у него на хранении пока он был жив. После его смерти, они перешли к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, который был ответственен за них. А после мученической смерти ‘Умара, да будет доволен им Аллах, они перешли к его дочери Хафсе, да будет доволен ею Аллах, которая была не только его дочерью, но и женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, земли исламского халифата добрались до границ Армении и Азербайджана, и разные не-арабские народы, которые принимали Ислам, стали читать Коран в разных диалектах, то есть было разночтение. Об этом сказано в следующем повествовании:
Сообщается от Анаса бин Малика, что Хузейфа бин аль-Йаман приехал к ‘Усману после завоевания Армении и Азербайджана, испугавшись того, что люди начали спорить относительно чтений (къираатов) Корана. Он сказал: «О повелитель правоверных! Спаси общину, пока она не впала в разногласия относительно Книги Аллаха подобно тому, как разногласили иудеи и христиане». Тогда ‘Усман отправил посланца к Хафсе, чтобы он сказал ей: «Меня послали, чтобы взять у тебя твой свиток. Мы перепишем его, а затем вернем тебе». Она отдала им свой свиток. Затем ‘Усман повелел Зейду ибн Сабиту, ‘Абдуллаху ибн Зубейру, Са‘иду ибн аль-‘Асу и Абду-р-Рахману ибн аль-Харису ибн Хишаму сделать копии (то есть переписать) свитка Хафсы. Зейд ибн Сабит был ансаром, а остальные трое - курайшитами. ‘Усман сказал этим троим курайшитам: «Если вы начнете разногласить с Зейдом ибн Сабитом в чем-то из Корана, то запишите так, как пришло в языке курайшитов, так как Коран был ниспослан именно на этом языке». Они так и сделали, а затем Усман вернул свиток Хафсе. После этого ‘Усман отправил по свитку в каждый уголок государства и приказал сжечь всё, что противоречит этому свитку[1]


Проблемы, которые заставили потревожиться

В основе, были 2 проблемы, которые вызывали страх и тревогу:

1) Разночтение Корана из-за различия диалектов. Ислам стали принимать все больше и больше людей, и как правило среди них стали появляться разночтения, так как не все знали курайшитский диалект, на котором и был ниспослан Коран. И хотя, данный факт никаким образом не исказил бы Коран или его смысл, но все же данная проблема стала бы более масштабной с приходом последующих поколений.
Примером таких различий может служить факт того, что племя Бану Кайс читало букву «ك» (каф) как «ش» (шин). Это называлось «Кашкаша Кайс». А племя Бану Тамим читало предлог «أن» как «عن». Это называлось «‘Ан-‘ана Тамим». И таково было положение только среди арабов! А представьте что было бы, присоединись к этому еще и не-арабские племена и народы. Возможно, все вышло бы из под контроля. Вышеприведенный пример и подобные ему вы можете найти в книге Тахирa бин Салиха аль-Джазаири «ат-Тибьян фи мабахис аль-Куран»[2]

2) В некоторых случаях небольшая вариация чтения была одобрена самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и с этим не было бы никаких проблем, если бы не опасения того, что люди станут обвинять друг-друга. Например, в 4 аяте суры «аль-Фатиха» слово “Малик” можно прочитать с длинной гласной как “Маалик”[3], или же можно прочитать с краткой гласной[4]. И таких примеров много.


Единогласное мнение сделать стандартный мусхаф

‘Усман, да будет доволен им Аллах, принял решение собрать мусхаф, посоветовавшись со своими товарищами из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. ‘Усман, да будет доволен им Аллах, высказал собственное мнение, а остальные сподвижники согласились с ним, как это передал ‘Али, да будет доволен им Аллах.[5]


Рукопись была под регулированием

Чтобы выполнить эту задачу, был собран комитет из 12 людей, как это передал Касир бин Афлях[6].
Этот комитет не просто пользовался официальными кораническими рукописями, которые были собраны во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, но они решили создать независимую рукопись, повторяя ту же практику, которая была предпринята во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

عن مصعب بن سعد قال : سمع عثمان قراءة أبي وعبد الله ومعاذ ، فخطب الناس ثم قال : « إنما قبض نبيكم منذ خمس عشرة سنة ، وقد اختلفتم في القرآن ، عزمت على من عنده شيء من القرآن سمعه من رسول الله صلى الله عليه وسلم لما أتاني به فجعل الرجل يأتيه باللوح ، والكتف والعسب فيه الكتاب ، فمن أتاه بشيء قال : أنت سمعت من رسول الله صلى الله عليه وسلم ؟ ثم قال : أي الناس أفصح ؟ قالوا : سعيد بن العاص ، ثم قال : أي الناس أكتب ؟ قالوا : زيد بن ثابت قال : فليكتب زيد وليمل سعيد قال : وكتب مصاحف فقسمها في الأمصار ، فما رأيت أحدا عاب ذلك عليه »

Сообщается от Мус’аба бин Са’да: «Усман слышал чтение моего отца, ‘Абдуллаха и Му’аза, затем произнес проповедь людям и сказал: «Прошло всего 15 лет после (ухода) вашего Пророка, а вы уже расходитесь во мнениях относительно Корана. Пусть каждый принесет мне что-то из Корана, что он слышал от Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Затем началось то, что приходил какой-нибудь человек с куском доски, лопатки или пергамента для записи. И кто бы не приходил к нему с чем-то, он спрашивал: «Ты слышал это от Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?». Затем он спросил: «Кто среди людей лучше всех в языке?». Они сказали: «Са’ид бин аль-‘Ас». Затем он спросил: «Кто среди людей лучше всех в записывании?». Они сказали: «Зайд бин Сабит». Он сказал: «Пусть Зайд записывает, а Са’ид диктует». (Мус’аб) сказал: “Затем он записал мусхафы и  отправил в различные регионы (халифата). И я не видел никого, кто возражал бы ему”»[7].


Сравнение с тем, что было предпринято во время Абу Бакра

Во время ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, были предприняты те же меры. Полный текст снова стали собирать из отдельных кусков. Это очень похоже на то, что было предпринято во времена Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.


Полная идентичность

Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, который был ответственен за собрание Корана во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, после создания независимого мусхафа во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, сравнил их и не нашел между ними никаких различий. Он сказал:

فعرضت المصحف عليها فلم يختلفا في شيء

«Я сравнил этот мусхаф с теми (рукописями), и они не отличались ничем»[8].

Эти слова Зайда, да будет доволен им Аллах, - ясное опровержение тем, кто говорит, что Коран искажался, изменялся и отличался от того, что было во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Уникальные достижения

Что касается индивидуальных достижений ‘Усмана, которые были достигнуты им, то они следующие:

1) Во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, суры не были урегулированы, а во время ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, их урегулировали[9].

Это также подтверждается тем фактом, что в хадисе из «Сахихе» аль-Бухари, Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, относительно плана Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, использовал слово «Сухуф» (мн. число «рукописи»), а касательно плана ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, использовал слово «Мусхаф» (ед. число «рукопись»). И это значит, что во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, суры были составлены в отдельные манускрипты и не были урегулированы в один, как это было во время ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.

2) Особое внимание было уделено тому, что новый мусхаф был написан таким образом, чтобы все достоверные способы чтение были обеспечены. То есть, не были использованы огласовки (специальные знаки над и под буквами), чтобы люди могли использовать чтения, которые были дозволены.

3) Во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, была создана всего одна официальная рукопись, тогда как ‘Усман создал много рукописей и отослал в разные регионы. Согласно Абу Хатиму ас-Сиджстани, в общем были созданы 7 рукописей и были отправлены в Мекку, Сирию, Йемен, Басру, Куфу и один оставался в Медине[10].


Пути решения проблем

Мы уже упомянули две проблемы, теперь узнаем как они были решены.

Решение первой проблемы
Первая проблема была решена путем записывания всего в чем было разногласие на курайшитском диалекте. Мы ясно читаем в «Сахихе» имама аль-Бухари, что ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если вы начнете разногласить с Зейдом ибн Сабитом в чем-то из Корана, то запишите так, как пришло в языке курайшитов, так как Коран был ниспослан именно на этом языке»

Также следует отметить, что  Са‘ид бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, сподвижник который диктовал Коран, был из числа курайшитов.

Примером этого служит следующее повестствование:

قَالَ الزُّهْرِيُّ فَاخْتَلَفُوا يَوْمَئِذٍ فِي التَّابُوتِ وَالتَّابُوهِ فَقَالَ الْقُرَشِيُّونَ التَّابُوتُ ‏.‏ وَقَالَ زَيْدٌ التَّابُوهُ ‏.‏ فَرُفِعَ اخْتِلاَفُهُمْ إِلَى عُثْمَانَ فَقَالَ اكْتُبُوهُ التَّابُوتُ فَإِنَّهُ نَزَلَ بِلِسَانِ قُرَيْشٍ

«Сказал аз-Зухри: «Они разногласили затем насчет того, правильно ли «ат-Табут» или «ат-Табух». Курайшиты сказали: «ат-Табут», а Зайд сказал: «ат-Табух». Затем они рассказали об этом разногласии ‘Усману, а он сказал: «Пишите «ат-Табут», ибо (Коран) был ниспослан на языке курайшитов»[11]


Решение второй проблемы
Вторую проблему решили тем, что кроме простой копии рукописи Корана вместе с ним отправляли человека, который умел читать Коран надлежащим образом и имел в этом глубокие познания[12].


‘Усман, да будет доволен им Аллах, не уничтожал ничего из Корана

Некоторые люди, намеренно или нет, внушают публике, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, уничтожил какую-то часть Корана, который потом не был восстановлен. Это является ложью из-за нескольких причин.

1) Мы уже приводили сообщение о том, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сравнил рукописи Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, с рукописью ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и засвидетельствовал, что они – абсолютно идентичны.

فعرضت المصحف عليها فلم يختلفا في شيء

«Я сравнил этот мусхаф с теми (рукописями), и они не отличались ничем»[8].

И никто из сподвижников никогда не говорил о том, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, что-то уничтожил из Корана.

2) Обратите особое внимание на следующие повествования.

يا أيها الناس لا تغلوا في عثمان ولا تقولوا له إلا خيرا [ أو قولوا له خيرا ] في المصاحف وإحراق المصاحف ، فوالله ما فعل الذي فعل في المصاحف إلا عن ملأ منا جميعا ، فقال : ما تقولون في هذه القراءة ؟ فقد بلغني أن بعضهم يقول : إن قراءتي خير من قراءتك ، وهذا يكاد أن يكون كفرا ، قلنا : فما ترى ؟ قال : نرى أن نجمع الناس على مصحف واحد ، فلا تكون فرقة ، ولا يكون اختلاف ، قلنا : فنعم ما رأيت

‘Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не говорите об ‘Усмане ничего, кроме хорошего, касательно мусхафов и их сожжения, ибо, клянусь Аллахом, все что он делал с мусхафами, не делал он, кроме как не собрав всех нас. Он спрашивал: «Что вы скажете об этом чтении (кира’ат)? Так как до меня дошло, что некоторые из вас говорят “мое чтение лучше твоего”, несмотря на то, что это близко к неверию?». Мы сказали: «Каково твое мнение?». Он сказал: «Я считаю, что мы должны собрать для людей один мусхаф, и чтобы в нем не было различий и разногласий». Мы сказали: “Отличное решение”».[14]

Со слов Анаса бин Малика: «Люди стали разногласить относительно Корана во время ‘Усмана до такой степени, что стали разногласить даже учителя и ученики. Это дошло до ‘Усмана. Он сказал: “Вы отвергаете (правильное чтение) в моем пристутствии и делаете ошибки. Те, кто находятся вдали от меня, должны быть более жесткими касательно отвергания и ошибок. О сподвижники Мухаммада, придите все вместе и запишите для людей рукопись, которому бы они следовали!”»[15]

Как мы видим, все что делал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, было во благо.


Сожжение рукописей

Суммируя все выше перечисленное, мы можем понять почему ‘Усман, да будет доволен им Аллах, сжег некоторые рукописи.
Эти рукописи принадлежали отдельным мусульманам, и они не соответствовали курайшитскому диалекту, или же достоверным чтениям. Их уничтожение было необходимостью, ибо последующие поколения могли обучаться по нему, и стали бы читать Коран в ошибочной манере. ‘Усман, да будет доволен им Аллах, опасался этого и сжег все ошибочные манускрипты. И в этом его поддержали остальные сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Сообщается от Мус’аба бин Са’да, что он сказал:

عن مصعب بن سعد قال : أدركت الناس متوافرين حين حرق عثمان المصاحف ، فأعجبهم ذلك ، وقال : لم ينكر ذلك منهم أحد

«Я видел большoе количество людей, которые присутствовали тогда, когда ‘Усман сжигал рукописи. Они это одобрили», затем он сказал: “И никто не выражал несогласие»[16]


Все сподвижники приняли в этом участие

Собрание Корана не было лишь желанием ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и он не действовал только один, а делал все советуясь с остальными сподвижниками.
Например, мы читаем, что после собрания мусхафа: «его прочитали сподвижникам в присутствии ‘Усмана»[17]
‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я был ответственен за это дело, я бы сделал то же самое, что уже было сделано»[18]

Тем самым, мы видим, что для собрания Корана были предприняты серьезные меры и все проводилось тщательно для того, чтобы обеспечить его сохранность.

И в заключение – Хвала Аллаху, Господу Миров!


[1] См. «Сахих» аль-Бухари 4987, «Сунан» ат-Тирмизи 3104.
[2] См. «ат-Тибьян фи мабахис аль-Куран» стр. 52
[3] См. «Китаб уль-Масахиф» 239, со слов Анаса.
[4] См. «Дурр аль-Мансур» 1/6, со слов того же Анаса.
[5] См. «Китаб уль-Масахиф» 62. Достоверность иснада подтвердил Ибн Хаджар.
[6] См. «Китаб уль-Масахиф» 72. Достоверность иснада подтвердил Ибн Касир.
[7] См. «Китаб уль-Масахиф» 67. Достоверность подтвердил доктор Мухибуд-Дин Уаиз
[8] См. «Мушкиль аль-Асар» ат-Тахауи 7/137. Достоверность подтвердил Ибн Хаджар. См «Фатх уль-Бари» 9/9-19.
[9] См. «аль-Мустадарак ‘аля ас-Сахихайн» 2901
[10] См. «Китаб уль-Масахиф» 94.
[11] См. «Сунан» ат-Тирмизи 3104, «Акхам аль-Куран»2/608. Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис хороший-достоверный»
[12] См. «Кира’ат фи назар аль-мусташрикъин»
[13] См. «Мушкиль аль-Асар» ат-Тахауи 7/137. Достоверность подтвердил Ибн Хаджар. См «Фатх уль-Бари» 9/9-19.
[14] См. «Китаб уль-Масахиф» 62. Достоверность иснада подтвердил Ибн Хаджар аль-Аскаляни. См. «Фатх уль-Бари» 8/634.
[15] См. «аль-Иткан фи ‘улюм аль-Куран» 1/69.
[16] См. «Китаб уль-Масахиф» 33. Достоверность иснада подтвердил Ибн Касир. См. «Фадаиль аль-Куран» 78.
[17] См. «Фадаиль аль-Куран» 1/89
[18] См. «Китаб уль-Масахиф» 62.

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+