Коран. Его собрание и сохранность (3/4)

Коран. Его собрание и сохранность.Часть 3

(Собрание Корана под руководительством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах)


C именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!
А затем:

В предыдущей статье мы провели краткий обзор обстоятельств во времена Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, которые сподвигли его собрать Коран. Теперь, давайте поговорим о том, что и как он конкретно сделал.

1 – Вернемся немного назад

Хотя мы и обсуждали то, как сподвижники начинали собрание Корана, все же вкратце вспомним следующий хадис:

Передают, что Зейд ибн Сабит рассказывал: «После сражения с жителями аль-Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе. Возле него сидел ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел ‘Умар и сказал: «Сражение при аль-Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран». Я сказал ‘Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал посланник Аллаха?». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением ‘Умара». Затем Зейд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты — молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха. Займись же Кораном и собери его». Зейд сказал: ‘‘Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению! Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха?»’’. Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и ‘Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей» [1]


Почему Зейд (да будет доволен им Аллах)?

Ниже упомянуты причины, по которым эта работа была возложена на Зейда (да будет доволен им Аллах):

1 – Он отличался особым интеллектом. Был молод и энергичен. В хадисе говорится: «Ты — молодой и умный человек»;

2 – Он был заслуживающим доверия человеком;

3 – Он был одним из писарей Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ты записывал откровения для посланника Аллаха»

4 – Он был с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он прочитал Коран перед Джабриилем [2], а это в свою очередь означает, что он был ознакомлен со всеми «ахруфами» Корана, отмененными и отменяющими аятами и т.д


2 – Что конкретно сделал Зейд (да будет доволен им Аллах)

Из слов самого Зейда, да будет доволен им Аллах, ясно, что это была трудная задача, так как речь шла о Слове Всевышнего Аллаха! Он должен был быть очень осторожным в том, что он делал.

Коран собирали в соответствии с методологией «свидетельства» в Исламском праве [3]. По крайней мере, для того, чтобы поместить какой-либо аят в единый мусхаф, требовались 2 свидетеля.

В «Китаб уль-Масафих» Ибн Аби Дауда мы читаем: «Абу Бакр приказал Умару и Зейду: ‘‘Сидите при входе в мечеть, и если кто-либо принесет вам что-то из Книги Аллаха с двумя свидетелями, записывайте это!’’»[4]

Этот хадис сахих-мурсаль (прерванная достоверная цепочка), однако он имеет множества подкрепляющих хадисов в «Дурр аль-Мансур» ас-Суюты и в «Муснаде» имама Ахмада.

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, приказал это, чтобы было как можно больше доказательств.

1. Определенно, он использовал свою собственную память.

2. Умар, да будет доволен им Аллах, был с ним, поэтому, несомненно, он также рассказывал то, что было в его памяти.

3. Билял, да будет довол им Аллах, ходил по улицам Медины и говорил Сподвижникам Пророка, чтобы они принесли аяты, которые они записали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха [5]

Очевидно это было сделано для того, чтобы приняли участие в этом акте абсолютно все, и не осталось непроверенным ничего из того, они записали.

4. По крайней мере, требовалось 2 свидетеля. Комментируя хадис из книги Ибн Аби Дауда, имам Ибн Хаджар аль-‘Аскалани пишет:

«Это делалось для того, чтобы принимать то, что записывалось в присутствии Пророка, не полагаясь лишь на память» [6]

5. То, что Зейд, да будет доволен им Аллах, и другие искали именно тексты, которые были записаны в присутствии Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является вполне логичным действием, как это даже отметил немецкий востоковед Бергстрассер, так как:

А) Если присутствует оригинал, то копии, которые были записаны от него теряют всякую значимость;

Б) Старые копии, как правило, были более надежными, что новые; [7]

Очевидно, что любая копия, которыя была написана одним из сподвижников индивидуально, не могла сравнится с тем, что было записано в присутствии Пророка, мир ему и благословение Аллаха.


3 – Ответ на сомнение

Некоторые люди используют одну фразу Зейда, да будет доволен им Аллах, из хадиса и сеют сомнение. Речь идет об этих словах:

«После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей»

Имам аз-Заркаши ответил на это следующим образом: «Опираясь на эти слова, некоторые люди предположили, что во времена Пророка никто не запомнил Коран, и что заявления Зейда и Убаийя Ибн Ка’ба не имеют под собой никакой основы. Однако это ошибка. Зейд на самом деле имеет ввиду, что он искал аяты Корана из разбросанных источников, чтобы сопоставить их тому, что было в памяти хафизов. Таким образом, все приняли участия в процессе собрания» [8]

Хафиз Ибн Хаджар пишет: «Абу Бакр не разрешил ему записывать, кроме того, что уже имелось в наличии. По этой причине Зейд воздержался включать последний аят Суры «аль-Бара’а», до тех пор, пока оно не достигло его в писменном виде, хотя он и другие сподвижники прекрасно могли вспомнить его» [9]


4 – Характерные черты собрания Корана под руководством Абу Бакра, да будет доволен им Аллах

1. Хотя все аяты были расположены в соответствии с инструкцией Пророка, мир ему и благословение Аллаха, суры Корана не были собраны в единый мусхаф. В дейстивтельности каждая сура была собрана в отдельной копии [10]. Мы обсудим это подробно в следующей части, с дозволения Аллаха;

2. В нем сохранились 7 Ахруфов [11];

3. В нем не было какого-либо отмененного аята;

4. Цель создания этого большого мусхафа (который согласно «аль-Иткану» назывался «аль-Умм): иметь источник, не имеющий ошибок, которые могли бы появиться у отдельных личностей, стремящихся сделать тоже самое (т.е. собрать суры в один мусхаф — т.е. отдельные люди пытались бы собрать мусхаф или переписать суры и могли бы допустить какие-нибудь ошибки)

Все эти детали не только рассказывают нам историю собрания Корана, но также  то, что в этом процессе сподвижники предпринимали экстримальные меры и были очень тщательны. Если сравнить это с историей Библии, то мы увидим, что в его случае люди основывались лишь на предпололжениях и догадках. И в заключение, Хвала Аллаху, Господу миров!

С дозволения Аллаха, в следующий раз мы поговорим о собрании Корана под руководством ‘Усмана.




[1] «Сахих» Мухаммада Ибн Исма’иля аль-Бухари, «Книга толкования Корана», хадис 4603

[2] «ат-Тибьян» 126

[3] См. Сура «Корова» 2:282

[4] См. «Китаб уль-Масафих», хадис №18

[5] «Китаб ас-Саба’ филь Кира’ат» Ибн Муджахида стр. 6, с такхыком Доктора Шауки Да’ифа. Публикация «Даруль Ма’риф» , Каир

[6] «Фатх уль-Бари» 14/193

[7] «Усуль Накд ан-Нусус уа Нашр аль-Кутуб» стр. 14-20, «Даруль Кутуб», Каир, 1995 г.

[8] «аль-Бурхан фи ‘Улюм аль-Куран» 1/238, публикация «Даруль Ахия аль-Кутуб аль-Арабийя», Каир 1957

[9] «Фатх уль-Бари» 14/193

[10] См. «Мустадарак» аль-Хакима 2854

[11] См. «Манахиль аль-‘Ирфан» 1/246-247

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+