Приказывал ли Пророк, мир ему, грабить караваны людей?

Приказывал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, грабить караваны людей?



Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним
вплоть до Судного Дня!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
Среди исламофобов бытует мнение, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал своим подданым грабить мимо проходящие караваны, тем самым обеспечив свое проживание за их счет. Это ложное заявление они обосновывают хадисами о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нападать на караваны курайшитов, когда между ними «даже не было войны». Они говорят, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «вероломно нападал и грабил» караваны курайшитов, в то время как они оставили его в покое после его переселения в Медину. Приходилось даже слышать, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «не оставлял в покое курайшитов», которые не препятсововали распространению Ислама, что является просто асбурдным заявлением. Но это уже другая тема. Итак, давайте сначала посмотрим на хадисы, которые приводят христиане:

قَالَ بَعَثَ — يَعْنِي النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم — بُسْبَسَةَ عَيْنًا يَنْظُرُ مَا صَنَعَتْ عِيرُ أَبِي سُفْيَانَ ‏

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Басбасу в качестве шпиона, чтобы посмотреть, что делает караван Абу Суфьяна»[1]

عَنْ جَابِرٍ، قَالَ بَعَثَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم وَأَمَّرَ عَلَيْنَا أَبَا عُبَيْدَةَ بْنَ الْجَرَّاحِ نَتَلَقَّى عِيرًا لِقُرَيْشٍ وَزَوَّدَنَا جِرَابًا مِنْ تَمْرٍ لَمْ نَجِدْ لَهُ غَيْرَهُ

«Однажды, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил нас в поход, назначив нашим командиром Абу ‘Убайду Ибн Аль-Джарраха. Мы должны были подкараулить курайшитский караван, и мы запаслись горшком фиников, потому что ничего иного у нас не нашлось»[2].

Здесь мы должны учесть 2 важных момента:
  1. Эти события имели место после переселения в Медину и до сражения при Бадре;
  2. Мусульмане нападали лишь на курайшитские караваны;

Это очень важные два момента, которые помогут нам понять приказ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и убедиться в том, что это не было грабежом.


Курайшиты не оставляли мусульман в покое 

Первый отмеченный пункт поможет нам понять в что в этот период, от начала хиджры до Бадра, между курайшитами и мусульманами было некая «война на расстоянии». Курайшиты подстрекали мединских многобожников убить мусульман, и грозили им расправой, если они не послушают их. Доказательством является следующий достоверный хадис:

عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ، عَنْ رَجُلٍ، مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم أَنَّ كُفَّارَ قُرَيْشٍ كَتَبُوا إِلَى ابْنِ أُبَىٍّ وَمَنْ كَانَ يَعْبُدُ مَعَهُ الأَوْثَانَ مِنَ الأَوْسِ وَالْخَزْرَجِ وَرَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَوْمَئِذٍ بِالْمَدِينَةِ قَبْلَ وَقْعَةِ بَدْرٍ إِنَّكُمْ آوَيْتُمْ صَاحِبَنَا وَإِنَّا نُقْسِمُ بِاللَّهِ لَتُقَاتِلُنَّهُ أَوْ لَتُخْرِجُنَّهُ أَوْ لَنَسِيرَنَّ إِلَيْكُمْ بِأَجْمَعِنَا حَتَّى نَقْتُلَ مُقَاتِلَتَكُمْ وَنَسْتَبِيحَ نِسَاءَكُمْ ‏.‏ فَلَمَّا عَبْدَ اللَّهِ بْنَ أُبَىٍّ وَمَنْ كَانَ مَعَهُ مِنْ عَبَدَةِ الأَوْثَانِ اجْتَمَعُوا لِقِتَالِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم

Сообщается от ‘Абдуррахмана Ибн Ка’ба Ибн Малика, от мужчины, из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что неверующие курайшиты написали (письмо) Ибн Убайию, а также идолопоклонникам из племен аль-Аус и аль-Хазрадж, в то время когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, находился в Медине, до сражения при Бадре. (Они написали): «Вы предоставили защиту нашему товарищу (то есть Мухаммаду). Клянемся Аллахом, вы должны сражаться с ним или же изгнать его, иначе мы придем к вам со всей нашей силой, пока не убьем ваших бойцов и не завладеем вашими женщинами» Когда это дошло до Абдуллаха Ибн Убайия и идолопоклонников, они собрались все вместе, чтобы сражаться против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»[3]

Как мы видим, курайшиты не оставляли мусульман в покое, и вели с ними войну на расстояний путем подстрекания многобожников против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульман. Мусульмане же в ответ нападали на их караваны, чтобы перекрыть им торговые пути и нанести экономический ущерб.


Мусульмане нападали лишь на караваны курайшитов

Обратите пристальное внимание на то, что мусульмане нападали только на курайшитские караваны, и ни на чьи больше. Доказательством того, что они делали именно так, являются многие хадисы, которые повествуют нам о том, что мимо мусульманам проходило множество караванов, которых они не трогали и не грабили, а наборот вели с ними торговые связи и покупали их товары.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди обычно покупали продукты (у тех, кто доставлял их в Медину) караванами, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он посылал к ним тех, кто не давал (перекупщикам) продавать купленное там же, где они его купили (, заставляя их ждать), пока (караванщики) не доставят (свой товар на тот рынок), где торговали съестным. Ибн ‘Умар сказал: «(Кроме того,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тем, кто скупал съестное, перепродавать его до получения ими (купленного) полностью»[4]
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует вам вмешиваться в торговые дела друг друга и не встречайте (караваны с) товарами (, а ждите), пока (товары) не доставят на рынок»[5]
Тем самым, мы четко видим, что мусульмане имели легальные торговые отношения с другими караванами, которые проходили через Медину. Если бы караваны можно было бы грабить, зачем же мусульмане не грабили эти караваны, которые сами приходили в Медину? Зачем тратить деньги? Думаю, ответ очевиден.
Следователь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нападать на курайшитский караван с целью экономического ущерба, ибо курайшиты не оставляли мусульман в покое и воевали с ними на расстоянии. И наконец, чтобы все сомнения отпали, закончим эту статью следующим хадисом:
Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн Йазид аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

نَهَى النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم عَنِ النُّهْبَى وَالْمُثْلَةِ‏.‏

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал грабить и обезображивать трупы»[6]


И хвала Аллаху, Господу Миров!


[1] См. «Сунан» Абу Дауда 2618, «Сахих» Муслим 1901. Достоверность хадиса подтведили шейх Альбани и Ибн Дакик аль-‘Айд. См. «Сахих Аби Дауд» 2618, «аль-Имам би-Ахадис уль-Акхам» 2/457

[2] См. «Сунан» Абу Дауда 3840, «Сахих» Ибн Хиббана 5260, «Сахих» Муслим 1935. Хадис достоверный.

[3] Этот хадис передали Абу Дауд (3004), ‘Абд ур-Раззак (9833), аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» (9/232) и в «Даля‘иль ан-Нубууа» (3/178-179), аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» (5/313). Достоверность иснада подтвердили шейх Альбани, Шу‘айб аль-Арнаут и Ибн Хаджар. См. «Сахих Абу Дауд» 3004, «Фатх аль-Бари» 7/331.

[4] См. «Сахих» аль-Бухари 2123, 2124.

[5] См. «Сахих» аль-Бухари 2165,

[6] См. «Сахих» аль-Бухари 2474

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+