Коран. Его собрание и сохранность (2/4)

Коран. Его собрание и сохранность. Часть 2

(Обстоятельства во времена Абу Бакра)
Краткий и всеобъемлющий ответ на ложь о собрании и сохранности Корана

C именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!
А затем:

Во времена Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, обстоятельства сложились так, что сподвижники должны были собрать в единый свиток Коран, который находился в различных рукописях. Следующий хадис проливает свет на это событие:

«Передают, что Зейд ибн Сабит рассказывал: «После сражения с жителями аль—Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе.Возле него сидел ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел ‘Умар и сказал: «Сражение при аль-Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран». Я сказал ‘Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал посланник Аллаха?». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением ‘Умара».Затем Зейд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты — молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха. Займись же Кораном и собери его». Зейд сказал: ‘‘Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению! Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха?»’’. Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудьи не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и ‘Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей». [1]


Убитые солдаты битвы при Йамаме и опровержение ложных доводов миссионеров

В вышеприведенном хадисе сообщается, что количество убитых чтецов Корана в битве при Йамаме сподвигло мусульман собрать Коран в единую рукопись. То, как эту историю преподносят христианские миссионеры показывает их абсолютное невежество. С одной стороны, такие писатели как Швали (Schwally), Ричард Белл, Монтогомери Уатт намекают на то, что эта история критикуется слишком сильно, и утверждают, что среди тех, кто пал в битве при Йамаме не было значительных и известных чтецов Корана. Один из этих миссионеров пишет:

«Среди тех, кто пал в этой битве не упоминаются люди, которые бы так хорошо знали бы Коран наизусть. Более того: ‘‘большинство убитых были новообращенными’’» [2]

С другой же стороны, некоторые из них, как правило, утверждают, что убитых чтецов в этой битве была так много, что некоторые части Корана, которые знали лишь они, были утеряны вместе с их смертью. Например Сэм Шамоун [3] пишет:

«В день битвы при Йамаме было убито огромное количество чтецов Корана, которые навечно унесли с собой некоторые части Корана, и эти части знали только они» [4]

Данные противоречивые позиции – идеальное проявление того, что христианские миссионеры имеют бестолковый поход к Исламским источникам. Все, что они умеют – это придирки к аятам Корана и хадисам всеми правдами и неправдами.

На самом деле, оба этих утверждения – неправильны. Некоторые главные чтецы Корана действительно пали в день битвы, вот почему ‘Умар, да будет доволен им Аллах, настоял на собрании Корана. Среди убитых были Абу Хузайфа, Салим (один из четырех известных сподвижников, которые имели обширные знания о Коране), Зайд ибн аль-Хаттаб, Сабит ибн Кайс, Туфайл ибн ‘Амр, Са’иб ибн аль-‘Аууам и другие сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах. Все эти сподвижники были известны своими глубокими знаниями о Коране. Исключая вышеупоянутых, убитые в битве Йамама включают в себя 18 мухаджиров (эмигрантов), 20 ансаров, которые участвовали в битве при Бадре, и 10 сподвижников, которые участвовали в битве при Ухуде (полный список погибших в день битвы при Йамаме вы можете прочитать в книге имама Ибн Касира «Аль-Бидая уа-н-Нихая»). Это доказывает ошибочность утверждений востоковедов, которые говорят, что участники битвы Йамама по большей части были «новообращенными», а также доказывает их поверхностное знание об Исламских источниках.

Однако также ошибчно считать, что все люди, которые наизусть знали Коран погибли в этот день. Никакие «части» Корана не были утеряны с их смертью, и не важно сколько чтецов умерло в тот день, в Исламской общине оставались те, которые выучили Коран наизусть не хуже, чем убитые.

Сэм Шамоун ссылается на одно повествование из книги «Китаб аль-Масафих» Ибн Аби Дауда, в котором говорится:

«Передает аз-Зухрий: ‘‘Мы слышали, что были ниспосланы многие отрывки Корана, однако те, кто их запомнил, пали смертью в день битвы при Йамаме. Эти отрывки не были записаны, и последующая смерть тех, кто знал эти отрывки также неизвестны; ни Абу Бакр, ни Умар, ни Усман еще не собрали Коран в то время. Эти потерянные отрывки не были найдены у кого-либо после смерти тех, кто запомнил их. Это, как я понял, было одним из соображений, которое побудило их заняться Кораном во время правления Абу Бакра. Они записывали их на листы опасаясь, что в дальнейших боях, также погибнуть люди, которые несли (запомнили) с собой большую часть Корана, и что они унесут его в свои могилы. И что после их смерти, эти отрывки не найдутся у кого-либо’’» [5]

На самом деле, этот хадис не может служит доводом, так как аз-Зухрий был табиином и не мог засвидетельствовать то, что он говорил. Он также не упоминает от кого он перенял данную информацию. Более того, аз-Зухрий передает это начиная словом بلغنا «до нас дошло», а в науке хадисоведения такая формулировка указывает на неизвестность того, кто передал данную информацию и следовательно она не принимается. И даже если бы аз-Зухрий передал это от того, кто засвидетельствовал эту историю своими глазами, то все равно данная информацию была бы неприемлимой так, как нам неизвестно ничего о его источнике, поэтому этот хадис абсолютно недостоверный.

Кроме того, это повествование противоречит более сильным хадисам, которые упоминают людей запомнивших весь Коран и не умерших в Битве.

Например, ас-Суюты передает от ан-Насаи, что Абдуллах ибн ‘Умар выучил наизусть весь Коран во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а он не умер в день битвы. И этот хадис удостоверил сам ас-Суюты. Более того, другие сподвижники, которые запомнили весь Коран и выжили в битве Йамама включают в себя Убая ибн Ка’ба, Абу Аюба аль-Ансари, ‘Убада ибн Самита, Му’аза ибн Джабаля, Абу Дарда и т.д. [6]

Это лишь немногая часть имен, которые записаны в одной книге «аль-Иткан» ас-Суюты, и в ней ясно сказано, что эти сподвижники запомнили и выучили наизусть весь Коран во время Пророка, мир ему и благословение. Этого достаточно, чтобы доказать, что повествование аз-Зухрий, которым аргументирует Сэм, не  имеет основы. Есть также и другие доказательства, которые говорят, что большая часть сподвижников, в действительности, запомнили весь Коран уже во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение.


Правда ли, что лишь 4 человека запомнили Коран во время Пророка ﷺ?

Сэм Шамоун следуя по стопам своих предшественников, лжецов, использует один хадис из «Сахиха» Муслима, чтобы намекнуть на то, что Зайд Ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, взял на себя задачу собрать весь Коран в одно место, когда другие рукописи уже были в обращении. Хадис выгядит следующим образом:

Сообщается, что Анас сказал: «‘‘Во времена пророка Коран был собран четырьмя сподвижниками, и все они ансары: Убай ибн Ка’б, Му’аз ибн Джабал, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд’’. У него спросили: «А кто такой Абу Зейд?». Он ответил: ‘‘Это один из моих дядей’’» («Сахих» Муслима, хадис 4507)

В утверждении Сэма есть несколько недостатков.

1) Данный хадис указывает на запоминание Корана, а не на записывание его в кодексы.

2) Внешний смысл хадиса указывает на то, что лишь эти 4 сподвижника запомнили весь Коран, однако это не так. Многие сподвижники знали Коран наизусть. И мы уже упомянули имена этих сподвижников. На самом деле Анас, да будет доволен им Аллах, сказал эти слова в определенном контексте и это относится только к Анасу. Нижеприведенный хадис от Ибн Хаджара разъясняет эту ситуацию:

«Две семьи из Аус и Хазрадж стали хвастаться своими превосходствами над другим племенем. Ауситы сказали: «Четыре человека из нашего племени имели большое уважение. Первый тот, из-за которого задрожал Трон Аллаха – это Са’д Ибн Му’аз. Второй, тот, чье свидетельство приравнивалось к свидетельствам 2 людей – это Хузайма Ибн Сабит. Третьи тот, кого омыли сами ангелы – это Ханзала Ибн Аби ‘Амир. Четвертый тот, чье тело спаслось посредством пчел от рук неверных – это ‘Асим Ибн Сабит». Хазраджиты же сказали: «Четыре человека из нашего племени запомнили весь Коран и никто, кроме них не запомнил его». Затем Анас, да будет доволен им Аллах, назвал имена этих четырех» [7]

Что же касается этого повествования, то это было сравнение между двумя племенами ансаров, и это относится только к ним, но не к мухаджирам.

Более того, мы должны заострить внимание на слова аль-Мазири, который очень хорошо подметил один момент:

«Слова Анаса, да будет доволен им Аллах, не доказывают, что кроме этих 4 никакие другие сподвижники не знали Коран, и эти слова не являются окончательной истиной. Слова Анаса, да будет доволен им Аллах, лишь подчеркивают то, что он не знал других сподвижников, которые бы запомнили Коран, кроме этих четырех. Да и как он мог знать всех их, тогда как сподвижники уехали в разные города? Это было бы возможно лишь в том случае, если бы он пришел к каждому индивидуально и спросил бы его был ли он одним из тех, кто собрал Коран во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и если бы они ответили отрицательно. Об этом не может быть и речи и даже если бы это утверждение можно было бы принять лишь согласно знаниям Анаса, да будет доволен им Аллах, то это не означало бы, что это истина» [8]

Были ли распространены какие-либо другие мусхафы до того, как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, решил взять на себя эту задачу?


1) Был ли Салим, вольноотупщенник Абу Хузайфы, первым кто собрал Коран в единый Мусхаф?

Сэм использует одно повествование в книге «аль-Иткан» ас-Суюты, чтобы доказать, что первым кто собрал Коран в единую рукопись был Салим, а не Абу Бакр, да будет доволен ими обоими Аллах. Хадис выглядит следующим образом:

Ибн Бурайда сказал: «Первым человеком, который собрал Коран в единую рукопись (мусхаф) был Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы»

Демонстрируя нам свои интеллектуальные «способности» он либо саморазоблачает себя цитируя этот хадис из «аль-Иткана», либо Сэм решил оспорить автора данной книги. На самом деле ас-Суюты перед тем, как процитировать этот хадис сам сказал:

«Самый странный хадис, который повествует нам о человеке, первым собравший Коран (в единый мусхаф) это тот, который передал Ибн Ашта в «Китаб иль-Масафих…» и затем привел хадис.

И это еще не все, после процитирования данного хадис ас-Суюты немедля сказал:

«Цепочка передатчиков прервана» [9]


2) Был ли ‘Али, да будет доволен им Аллах, первым, кто собрал Коран в единый мусхаф?

Кто-то может ссылаться на повествования, которые говорят, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, был первым, кто собрал Коран до официальной первой попытки при Абу Бакре. И ниже, мы приведем, несколько хадисов и разберем их, с дозволения Аллаха:

Ибн Аби Дауд передает от Ибн Сирина, который сказал: «‘Али говорил: ‘‘ Когда умер Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я твердо решил, что не буду носить дополнительную ткань в качестве одежды, за исключением пятницы, до тех пор, пока не соберу (весь) Коран, и я сделал именно так’’»

Этот хадис не может служить доводом из-за своей слабости. Ас-Суюты привел слова Ибн Хаджара относительно этого хадиса, который сказал: «Цепочка этого хадиса слабая (да’иф), так как она разорвана. И даже если бы этот хадис был бы достоверным, то это бы лишь означало, что Али, да будет доволен им Аллах, хотел запомнить Коран» [10]

Другой хадис повествует:

Сообщается от ‘Икримы: ‘‘После присяги Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, ‘Али остался дома. Абу Бакру сообщили, что ‘Али не хочет присягать ему. Абу Бакр позвал ‘Али и спросил его: «Ты не хочешь мне присягать?».‘Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Клянусь Аллахом, дело не в этом!». Тогда Абу Бакр спросил: «Тогда почему ты не пришел ко мне?». ‘Али сказал «Я увидел, что в Книгу Аллаха стали добавлять некоторые вещи, и япообещал себе, что не буду носить дополнительную ткань в качестве одежды, за исключением молитвы, пока не соберу его во едино». Услышав это Абу Бакр сказал «То, что ты задумал было хорошим делом»’’.

Относительно этого повествования отметим некоторые пункты:

1) ‘Икрима не упоминает о человеке от которого он передает этот хадис.

2) В хадисе нет упоминания, что он собирался собрать Коран в рукопись. Его слова могут означать, что он хотел запомнить весь Коран.

3) Это придание наоборот идет в противоречие достоверному хадису от ‘Али, который сказал:

«Наибольшее вознаграждение за распространение экземпляров Корана получит Абу Бакр. Да помилует Аллах Абу Бакра! Он был первым, кто собрал Писание Аллаха» [11]

Все эти доводы развенчивают мифы, созданные миссионерами, чья единственная цель состоит лишь в том, чтобы посеять сомнения относительно Корана. Давайте уверим их, что все их усилия лишь опозрят их!

В следующей статье, мы, с дозволения Аллаха, поговорим о самом процессе собрания Корана и о его деталях, во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.



[1] «Сахих» Мухаммада Ибн Исма’иля аль-Бухари, «Книга толкования Корана», хадис 4603

[2] Montgomery Watt: Bell’s Introduction to the Qur’an, Chapter 3

[3] Сэм Шамоун ( англ. Sam Shamoun) – христианский проповедник, анти-исламист, более известный в англо-язычной среде. Не раз был разоблачен мусульманми.

[4] Sam Shamoun: «Compilation of the Qur’an».

[5] «аль-Масафих» Ибн Аби Дауда 1/80, хадис 65. Перевод со страницы Сэма Шамоуна

[6] аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран 1/52, глава 20

[7] аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран 1/171, раздел 20

[8] аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран 1/170, раздел 20

[9] См. Аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран 1/145, раздел 18

[10] аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран 1/144, раздел 18

[11] Ибн Аби Дауд «Китаб уль-Масафих» 1/16-20, хадис 8-12; «Фатх уль-Бари» 9/17, хадис хороший /хасан/. См. «аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Куран» 1/144, раздел 18

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+