Коран. Его собрание и сохранность (1/4)

Коран. Его собрание и сохранность.Часть 1

(Время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
Краткий и всеобъемлющий ответ на ложь о собрании и сохранности Корана во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

C именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня!
А затем:

1 – Вступление:

Множества вестоковедов и христианских миссионеров в своем стремлении посеять сомнение относительно безупречной сохранности Корана, написали много трудов и высказывали различные мнения против него. В этой серии статей мы, с дозволения Аллаха, кратко изучим весь процесс собрания и хранения Корана опираясь на авторитетные исламские источники. Естественно, в первую очередь мы обсудим этап, который охватывает жизнь Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


2 – Запоминание: основной способ сохранности Корана

В умах людей должна закоренится одна важная деталь. Это то, что сохранность Коран по большей части осуществлялась через запоминание, нежели через записывание. В этом была большая мудрость. Мы видим, что учения прежних Пророков, которые не сохранялись в памяти людей и не заучивались ими наизусть, были погублены. Иногда враги или захватчики уничтожали рукописи, а иногда книжники намеренно допускали ошибки. Поэтому, чтобы избежвать подобное, больше внимания было уделено запоминанию Корана, однако он также записывался на бумаге.

Поэтому, мы читаем в «Сахихе Муслима» хадис, в котором Всемогущий и Великий Аллах говорит:

وأنزلت عليك كتابا لا يغسله الماء

«И Мы ниспослали тебе Книгу, которая не может быть смыта водой» [1]

Это значит, что Коран не будем хранится только на свитках, но будет сохранятся и другими способами. Таким образом, мусульмане с самого начала уделили особое внимание запоминанию Корана, и не только сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, заучивал его наизусть, но также сотни и тысячи его сподвижников, включая Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда, Тальха, Са’да, Хузайфы, Убайя ибн Ка’ба, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, ‘Абдуллаха ибн Са’иба, Зайда ибн Сабита, Абу Хурайру, Абу ад-Дарда, Му’аза ибн Джабаля, Анаса ибн Малика, Абу Муса аль-Аш’ари, Му’авию, госпожу ‘Айшу, госпожу Умм Саляма, госпожу Хафсу и многих других сподвижников и сподвижниц [2], да будет доволен ими всеми Аллах!


3 – Сохранность Корана посредством записывания во время Пророка ﷺ

Но, тем не менее, Коран также записывался во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И все последующие мусхафы (свитки на которых записывался Коран) основывались на том, что диктовал сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мы кратко упомянем детали.

У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было около 40 сподвижников, которые работали в качестве книжников, которые записывали откровение. Имена этих сподвижников были упомянуты во многих достоверных трудах [3]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предпринял все необходимые меры для записи Корана. Каким образом Коран записывался и как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проверял это видно из следующего хадиса:

عن زيد بن ثابت قال: كنت أكتب الوحي لرسول الله صلى الله عليه وسلم، وكان «إذا نزل عليه أخذته برحاء شديدة، وعرق عرقا شديدا مثل الجمان، ثم سري عنه» ، فكنت أدخل عليه بقطعة الكتف أو كسرة، فأكتب وهو يملي علي، فما أفرغ حتى تكاد رجلي تنكسر من ثقل القرآن، وحتى أقول: لا أمشي على رجلي أبدا، فإذا فرغت قال: «اقرأه» ، فأقرؤه، فإن كان فيه سقط أقامه، ثم أخرج به إلى الناس

Передается от Зайда ибн Сабита, который сказал: «Я записывал откровения, которые приходили к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда к нему приходили откровения, он чувствовал сильную жар и капли его пота катились вниз по его телу словно жемчуг. Когда это состояние прекращалось, я приносил плечевую кость или часть чего-то еще. Он начинал диктовать, а я записывал это. Когда я заканчивал писать, истинный вес Корана создавал во мне такое ощущение, что моя нога вот-вот сломается, и я уже не смогу ходить пешком. Во всяком случае, когда я заканчивал писать, он велел мне «Читай!» и я читал ему. Если в нем был допущен какой-либо пропуск или ошибка, он исправлял это, а затем предоставлял его перед людьми» [4].

Это ясное доказательство, что сподвижники записывали Коран под присмотром Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проверяли его перед тем, как предоставить публике.

Также существуют доказательства, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имелись записанные манускрипты Корана. Факт в том, что записывание Корана было на практике мусульман с первых дней Ислама и это видно из одного инцидента, который произошел с одним из ближайших соратников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, когда он обнаружил, что его сестра и зять читали аяты суры «Та-ха» с пергамента, на котoром она была записана[5].

Есть и другие хадисы, которые повествуют нам о том, что сподвижники имели полные или неполные записанные копии Корана. Например:

عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما: أن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى أن يسافر بالقرآن إلى أرض العدو

Передается от ‘Абдуллах ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал людям ехать во враждебную страну неся с собой Коран» [6].

Естественно, носить с собой можно лишь что-то материальное. И этот хадис ясное доказательство на то, что сподвижники записывали Коран и имели копии даже во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это не было чем-то необычным.

Точно также есть доказательство на существование манускриптов Корана в приказе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Хакиму ибн Хизаму, когда тот отправлял его в Йемен, в качестве губернатора. Он сказал:

لا تمس القرآن إلا وأنت طاهر

«Не прикасайся к Корану, кроме как будучи в ритуальной чистоте» [7].


4 – Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поощрял записывание Корана

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только диктовал откровения людям, но также призывал их записывать Коран для себя и оставлять его своим потомкам, помимо обучения ему. Заострите внимание на следующем хадисе:

عن أبي هريرة، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن مما يلحق المؤمن من عمله وحسناته بعد موته علما علمه ونشره، وولدا صالحا تركه، ومصحفا ورثه، أو مسجدا بناه، أو بيتا لابن السبيل بناه، أو نهرا أجراه، أو صدقة أخرجها من ماله في صحته وحياته، يلحقه من بعد موته

Передается от Абу Хурайры, который сказал: «Сказал Посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:“Воздаяние за хорошие дела, которые не прекратятся даже после смерти верующего следующие: Знание, которое заучивается и распространяется; праведный ребенок, которого он оставляет после себя; рукопись Корана, которую он оставил в качестве наследства; мечеть, которую он построил; дом, который он соорудил для путников; колодец, который он вырыл; или милостыня, которую он дал когда был жив и прибывал в благосостоянии. Эти деяния настигнут его после смерти”» [8].

Таким образом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел четкий мотив не только полноценно записать Коран, но также призвать людей записать его, сохранить его, и оставить своим наследникам в качестве реликвии. И, хвала Аллаху, желание Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было выполнено, и мы сейчас можем видеть это.

Однажды, некоторые сподвижники были с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и один из них повествует:

قلنا: يا رسول الله هل من أحد أعظم منا أجرا، آمنا بك واتبعناك، قال: «وما يمنعكم من ذلك ورسول الله بين أظهركم، يأتيكم بالوحي من السماء؟ بل قوم يأتون من بعدكم يأتيهم كتاب بين لوحين فيؤمنون به ويعملون بما فيه أولئك أعظم منكم أجرا»

«Мы сказали: “О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то более велики в награде, чем мы? Мы уверовали в тебя и последовали за тобой’’. Он сказал: ‘‘И что же останавливает вас от этого, в то время как рядом с вами Посланник Аллаха и он приходит к вам с небесным откровением? Нет же, после вас будут люди, до которых Книга дойдет лишь в двух переплетах. Они будут верить в него, и следовать тому, что в нем есть. Они в своей награде более велики, чем вы”» [9].


5 – Утверждение: Коран не был записан полностью во время Пророка ﷺ

Востоковеды утверждают, что Коран не был записан полностью во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ложь. В действительности Коран был полностью записан под присмотром самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однако он не был собран в одну коллекцию. Это засвидетельствовал Зайд ибн Сабит, один из главных писарей. Он сказал:

قبض النبي صلى الله عليه وسلم ولم يكن القرآن جمع في شيء

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, покинул нас в то время, как Коран не был собран в чем-то» [10]..

Это очевидно из слова «джумиа’», которое означает «собран», а не «написан». И мудрость того, почему Коран был полностью написан во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но не был собран во едино объяснил имам аль-Хаттаби. Он сказал:

إنما لم يجمع القرآن في المصحف لما كان يترقبه من ورود ناسخ لبعض أحكامه أو تلاوته فلما انقضى نزوله بوفاته ألهم الله الخلفاء الراشدين ذلك وفاء بوعده الصادق بضمان حفظه على هذه الأمة فكان ابتداء ذلك على يد الصديق بمشورة عمر

«Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, не собирал Коран в мусхаф, так как должен был ждать, если отменятся некоторые приказы или чтение. Но когда он умер, а откровение прекратилось, Аллах, чтобы выполнить Свою Истинную объязанность сохранения (Корана) для этой Уммы, заложил эту мысль в сердца праведных халифов. Затем эту великую задачу предпринял Абу Бакр по совету ‘Умара» [11].

Поистине, в напыщенных речах востоковедов и миссионеров о сохранности и собрании Корана во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нету и доли правды.

И Аллаху ведомо лучше!


[1] Сахих Муслим 6853

[2] Имена этих и других сподвижников, которые полностью заучивали Коран наизусть могут быть найдены в таких трудах как «ан-Нашр фи-ль кира’ат аль-‘Ашр» аль-Джазри и «аль-Иткан фи—ль ‘Улюм аль-Кур’ан» Джалал ад-Дина ас-Суюты

[3] Книга Мухаммада Мустафы аль-Азами «Куттаб ан-Наби» является всеобъемлящей работой относительно этой темы. В этой книге, он предоставил хорошую информацию о 48 писарях Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

[4] «Му’джам аль-Аусат» Абу-ль Касима ат-Табарани, хадис 1913. Издательство «Дар уль-Харамейн», Каир, 1415 г. по хиджре. Достоверность хадиса подтвердил имам аль-Хайсами в «Маджму’ аз-Зауаид» 8/257, хадис 13938

[5] «Сунан» ад-Даракутни, хадис 441,Публикация «ар-Рисаля», Бейрут, 2004.  Аз-Зайл’и сказал, что иснад хадиса хороший (джаид). См. «Наса ар-Райа» 1/199

[6] «Сахих» аль-Бухари 2990

[7] «Мустадарак ‘аля ас-Сахихайн» аль-Хакима, хадис 6051. Издательство «Дар уль-Кутуб аль-‘Илмия», Бейрут 1190. Аль-Хаким сказал, что этот хадис «достоверный» /сахих/, и с ним согласился аз-Захаби.

[8] «Сунан» Ибн Маджа 242. Шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим /хасан/. См. «Сахих Ибн Маджа» 200, «Ахкам аль-Джаназа» стр.224, «Сахих аль-Джами’» 2231

[9] Аль-Бухари «Халкъ аф’аль аль-‘Ибад» 1/88, издательство «Дар уль-Ма’ариф ас-Саудия», Рияд, 1398 г. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Силсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» 3310

[10] «Фатхуль-Бари» 9/12, Издательство «Даруль-Ма’рифа», Бейрут, 1379 г.

[11] «Аль-Иткан фи-ль ‘Улюм аль-Кур’ан» 1/202, Хайя аль-Масрия аль-‘Амаһ лиль-Китаб, Египет 1974 г.

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+