Хадисы об убийстве различных людей по приказу пророка, мир ему (1.2/2.2)

Хадисы об убийстве различных людей по приказу пророка (ﷺ). Проверка на достоверность. Часть 1.2



Во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам, а также тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня! Итак, мы продолжаем цикл наших статей «Хадисы об убийстве различных людей по приказу Пророка (ﷺ). Проверка на достоверноcть». В этой части мы продолжим тему первой главы, а именно будем, с дозволения Аллаха, разбирать недостоверные хадисы на эту тему. Мы не перестанем напоминать нашим читателям следующий пункт благородной науки хадисоведения:

Достоверность хадиса распознается через иснад (цепочка передатчиков), которая должна соответствовать следующим требованиям:
  1. Непрерывность цепочки;
  2. Беспристрастность передатчика;
  3. Точность передатчика;
  4. Отсутствие отклонений (шазз);
  5. Отсутствие недостатков (‘илля);

Если хадис не будет соответствовать хоть одному из этих условий, то хадис считается недостоверным.

Шейх аль-Альбани говорил: “Некоторые люди посчитали, что все, что приводится в книгах по истории и жизнеописанию, является частью исламской истории, в которой нельзя что-либо отвергать. Однако это является глубочайшим невежеством в отношении прекрасной истории Ислама! Ведь исламская история отличается от историй различных народов тем, что она сохранила важное средство, посредством которого различается достоверное от недостоверного. И это то же самое средство, посредством которого распознаются достоверные хадисы от слабых, а это – иснад (цепочка передатчиков), о котором некоторые саляфы говорили: «Если бы не иснад, то каждый бы говорил то, что пожелал!» И по этой причине, когда другие общины утеряли это великое средство, их история наполнилась нелепостью и искажениями!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5/331-332.



Убийство Абу ‘Афака по приказу Пророка (ﷺ)

Эту историю передал Ибн Са’д со следующим иснадом:

 أخبرنا محمد بن عمر قال أخبرنا سعيد بن محمد الزرقي عن عمارة بن غزية قال وحدثنا أبو مصعب إسماعيل بن مصعب بن إسماعيل عن بن زيد بن ثابت عن أشياخه أن ابو عفك كان شيخا كبيرا من بني عمرو بن عوف وقد بلغ عشرين ومائة سنة حين قدم النبي صلى الله عليه و سلم المدينة فكان يحرض على عداوة النبي عليه السلام في شعره ولم يدخل في الإسلام فنذر سالم بن عمير قتله فطلب غرته حتى قتله وذلك بأمر النبي صلى الله عليه و سلم قال محمد بن عمر فأخبرني معن بن عمر قال أخبرني بن رقيش من بني أسد بن خزيمة قال قتل أبو عفك في شوال على رأس عشرين شهرا من الهجرة 
( 3/480 الطبقات الكبرى )

«Сообщил мне Мухаммад Ибн ‘Умар, который сказал: ‘‘Сообщил нам Са’ид ибн Мухаммад ар-Разий от ‘Имары Ибн Гъазия, который сказал: «Передал нам Абу Мусаб Исма’иль ибн Мусаб Ибн Исма’иль от Ибн Зайда Ибн Сабита, от своих шейхов, что Абу ‘Афак был стариком из племени ‘Амра Ибн Ауфа. Ему было 120 лет, и он слышал о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, однако не принял Ислам. Салим Ибн ‘Умайр поклялся убить его, и выискивал его до тех пор, пока не убил, ибо это был приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мухаммад Ибн ‘Умар передал от Ма’ина Ибн ‘Умара, который сказал: «Рассказал мне Ибн Рукайш из племени Бани Асад Ибн Хузайма, что Абу Афак был убит в месяце Шаууаль, в начале 20 месяца хиджры’’» (См. «Табакат аль-Кубра» 3/480. Изд. Дар ус-Садр, Бейрут)

Опять же в иснаде этого хадиса присутствует Мухаммад Ибн ‘Умара аль-Уакиди, которого обвинили во лжи, и в выдумывании хадисов:

 قال أحمد بن حنبل: هو كذاب
و قال ابن معين: ليس بثقة
و قال مرة: لا يكتب حديثه
و قال البخاري و أبو حاتم: متروك
و قال أبو حاتم أيضاً و النسائي: يضع الحديث
و قال الدار قطني: فيه ضع
و قال أبو غالب ابن بنت معاوية بن عمرو: سمعت ابن المديني يقول: الواقدي يضع الحديث

Сказал Ахмад Ибн Ханбаль: «Он – лжец»;
И сказал Ибн Маин: «Он не заслуживает доверия»;
И также он сказал: «Я не записываю его хадисы»;
И сказали аль-Бухари и Абу Хатим: «Матрук [Оставленный]»;
И сказали также Абу Хатим и ан-Насаи: «Он выдумывает хадисы»;
И сказал ад-Даракъутни: «В нем слабость»;
И сказал Абу Гъалиб Ибн бинт Муауия ибн Амру: «Я слышал как Ибн уль-Мадиний сказал:‘‘Аль-Уакъиди выдумывает хадисы’’». (См. Мизан уль-И’тидаль фи накд ар-Риджаль 6/273)

Тем самым данный хадис является ложным, хвала Аллаху, и нет в нем довода для наших противников!



Убийство Кинаны по приказу Пророка (ﷺ)

Следующий отрывок взят из «Сиры» Ибн Хишама:

وَأُتِيَ رَسُولُ الله صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ بِكِنَانَةَ بْنِ الرَّبِيعِ بْنِ أَبِي الْحُقَيْقِ – وَكَانَ عِنْدَهُ كَنْزُ بَنِي النَّضِيرِ – فَسَأَلَهُ فَجَحَدَ أَنْ يكون يعلم مكانه، فأتى رسول الله صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ برجل من يهود، فقال لرسول الله: إِنِّي قَدْ رَأَيْتُ كِنَانَةَ يُطِيفُ بِهَذِهِ الْخَرِبَةِ كُلَّ غَدَاةٍ.
فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ لِكِنَانَةَ: أَرَأَيْتَ إِنْ وجدناه عندك ، أأقتلك؟ قال: نعم ، فأمر رسول الله صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ بِالْخَرِبَةِ فَحُفِرَتْ، فَأُخْرِجَ مِنْهَا بَعْضُ كَنْزِهِمْ، ثُمَّ سَأَلَهُ مَا بَقِيَ، فَأَبَى أَنْ يُؤَدِّيَهُ، فَأَمَرَ به رسول الله صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ الزُّبَيْرَ بْنَ الْعَوَّامِ، فَقَالَ: عَذِّبْهُ حَتَّى تَسْتَأْصِلَ مَا عِنْدَهُ، فَكَانَ الزُّبَيْرُ يَقْدَحُ بِزَنْدِهِ فِي صَدْرِهِ حَتَّى أَشْرَفَ عَلَى نَفْسِهِ، ثُمَّ دَفَعَهُ رَسُولُ اللَّهِ إِلَى مُحَمَّدِ بْنِ مَسْلَمَةَ، فَضَرَبَ عُنُقَهُ بِأَخِيهِ مَحْمُودِ بْنِ مَسْلَمَةَ وَحَاصَرَ رَسُولُ الله صَلَى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَمَ أَهْلَ خَيْبَرَ فِي حِصْنَيْهِمُ، الْوَطِيحَ وَالسَّلالِمَ، حَتَّى إِذَا أَيْقَنُوا بِالْهَلَكَةِ سَأَلُوهُ أَنْ يُسَيِّرَهُمْ وَيَحْقِنَ لَهُمْ دِمَاءَهُمْ، فَفَعَلَ وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ قَدْ حَازَ الأَمْوَالَ كُلَّهَا: الشِّقَّ وَنَطَاةَ وَالْكَتِيبَةَ، وَجَمِيعَ حُصُونِهِمْ إِلا مَا كَانَ مِنْ ذَيْنِكَ الْحِصْنَيْنِ

«К Посланнику Аллаха привели Кинану ибн ар- Рабиа — у него хранились сокровища Бану ан — Надир. Пророк спросил его о них. Кинана отрицал, что знает, где они находятся. К Пророку привели одного из иудеев, который сказал ему: «Я видел, как Кинана каждое утро крутился вокруг этих развалин». Тогда Пророк обратился к Кинане: «Ты согласен, что если мы найдем их у тебя, то я тебя Убью?» Тот согласился. Пророк приказал искать клад на этих развалинах. Стали копать и нашли часть сокровищ. Потом Пророк потребовал от него указать место остальной части сокровищ, но Кинана отказался. Пророк передал его аз- Зубайру ибн аль- Аввалу, приказав пытать его, пока Кинана не расскажет все. Аз- Зубайр зажигал огниво на его груди и довел его до полусмерти. Потом Пророк отдал его Мухаммаду ибн Масламе, который отрубил ему голову, мстя за своего  брата Махмуда ибн Масламу.
Пророк продолжал осаду жителей Хайбара в двух крепостях: аль- Ватиха и ас-Сулалим. Когда они убедились в неминуемой гибели, обратились к Пророку с просьбой дать им возможность покинуть свои земли без кровопролития. Он так и сделал. Пророк до этого захватил все их имущество, поместья аш- Шикк, Натат и аль- Катиба, все крепости, кроме этих двух».

Данную историю Ибн Хишам привел без какого-либо иснада, однако его иснад приводит в книге имама Ибн Джарира ат-Табари:

حَدَّثَنَا ابْنُ حميد ، قال: حَدَّثَنَا سلمة، عن ابن إسحاق، قال

«Передал нам Ибн Хумайд, который сказал: передал нам Саляма от Ибн Исхака, который сказал:…» (См. «Тарих ар-Расуль уаль-Мулюк» 14/3, Изд. Дар уль-Ма’ариф)

В этом иснаде есть две проблемы.

1) Мухаммад Ибн Хумайд ар-Разий

قال يعقوب بن شيبة السدوسي محمد بن حميد الرازي كثير المناكير.
وقال البخاري: حديثه فيه نظر.
 وقال النسائي: ليس بثقة

Сказал Якуб Ибн Шейба ас-Судусий: «Мухамммад Ибн Хумайд ар-Разий (передавал) много отвергаемых хадисов»
И сказал аль-Бухари: «В его хадисах есть разногласие»
И сказал ан-Насаи: «Он не заслуживает доверия»
(См. «ас-Сауаик аль-Мурсаля» 3/37)


قَالَ أَبُو عَلِيٍّ النَّيْسَابُوْرِيُّ: قُلْتُ لاِبْنِ خُزَيْمَةَ: لَوْ حَدَّثَ الأُسْتَاذُ عَنْ مُحَمَّدِ بنِ حُمَيْدٍ ، فَإِنَّ أَحْمَدَ بنَ حَنْبَلٍ قَدْ أَحسَنَ الثَّنَاءَ عَلَيْهِ.قَالَ: إِنَّهُ لَمْ يَعْرِفْهُ ، وَلَوْ عَرَفَه كَمَا عَرَفْنَاهُ ، لَمَا أَثْنَى عَلَيْهِ أَصْلاًـ

«И сказал Абу Али Найсабури: «Я сказал Ибн Хузайме: «Если бы учитель рассказал хадис от Мухаммада Ибн Хумайда, ибо поистине Ахмад Ибн Ханбаль хорошо отзывался о нем и хвалил его». Он ответил: “Воистину, он (имам Ахмад) не знал его, а если бы он познал его так, как познали мы, то не хвалил бы его вообще”» (См. «Сияр а’лям ан-Нубаля» 11/504. Изд. «Муассаса ар-Рисаля», Бейрут)


وقال أبو العباس أحمد بن محمد الأزهري: سمعت إسحاق بن منصور يقول: أشهد على محمد بن حميد وعبيد بن إسحاق العطار بين يدي الله إنهما كذابان

Сказал Абу-аль ‘Аббас Ахмд Ибн Мухаммад аз-Зухрий: «Я слышал как Исхак Ибн Мансур говорил: “Клянусь между руками Аллаха, что Мухаммад Ибн Хумайд и ‘Убайд Ибн Исхак аль-‘Атар - оба являются лжецами”» (См. «Сауаик аль-Мурсаля» 3/37)



2) Мухаммад Ибн Исхак

Мухаммад Ибн Исхак был таби-таби’ином, и никогда не встречался с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, однако эту историю он передает непосредственно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Он сразу говорит «К Посланнику Аллаха привели Кинану..», однако Ибн Исхак еще даже не родился в то время, поэтому данная история «мункъати’», то есть разорвана в иснаде. А все потому, что Ибн Исхак был подтасовщиком и не упоминал того, от кого передавал:

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни:

«Мухаммад Ибн Исхак Ибн Ясар — правдивый, известен своими подтасовками от слабых и неизвестных передатчиков, как и передавал сообщения даже от тех, кто хуже них. Так его описывали Ахмад, ад-Даракутни и другие» См. «Табакъат аль-Мудаллисин» стр. 51, №125


Сказал шейх Мухаммад Субхи Хасан Халлякъ относительно этого хадиса:

إسناده إلى ابن إسحاق ضعيف

«Иснад слабый до Ибн Исхака» (См. «Да’иф Тарих ат-Табари» 7/186. Изд. Дар ус-Сами’и, ар-Рияд)


Тем самым, история об убийстве Кинаны Ибн Раби’а является недостоверной, хвала Аллаху!



Продолжение следует, ин шаа Аллах…

Поделись статьей:

Share on FacebookTweet on TwitterPlus on Google+